Коробов: госрегулирование межоператорских тарифов - на пользу абонентам

с 25 июня по 4 июля 2007 года Шурубара со своего мобильного телефона анонимно направил более 400 СМС-сообщений

Депутат Госдумы Максим Коробов разработал законопроект, позволяющий государству регулировать межоператорские тарифы сотовой связи. Коробов считает, что рядовой потребитель в этом случае выиграет. Минкомсвязи и ФСТ законопроект поддержали, а Минэкономразвития и ФАС отвергли

В интервью Вестям.Ru Коробов рассказал зачем нужен законопроект и как он поможет потребителю.

"Оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, называют оператора, который вместе с дочерними или связанными компаниями обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории России не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика", - пояснил Коробов.

Депутат считает, что исключать из законодательства понятие "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования", нельзя. Предложение ФАС о регулирование этой области исключительно федеральным законом "О защите конкуренции" не учитывает технологические особенности оказания услуг связи, добавил депутат.

По его мнению, это, в первую очередь, вопросы межоператорского взаимодействия, механизмы которого четко регламентированы законом "О связи". Смешивать эти два инструмента рыночного регулирования (антимонопольное и телекоммуникационное законодательство) нельзя, считает Коробов.

"Мой законопроект предлагает распространить понятие "существенный оператор" не только на операторов фиксированной связи (как это происходит сейчас), но и на операторов сотовой связи. В 2003 году, когда принимали закон "О связи", сотовая связь не имела столь широкого распространения. Тогда были необходимы инструменты ее развития, в том числе законодательные. Сегодня положение иное: существует очень большой дисбаланс на рынке в пользу операторов сотовой связи. Операторы фиксированного сегмента оказались под прессом законодательно закрепленного конкурентного преимущества со стороны мобильного сегмента. Остро возник вопрос о необходимости поправки закона", - отметил депутат.

В случае принятия поправок государство сможет регулировать межоператорские тарифы. Это более тонкий механизм регулирования. Государство постепенно должно уходить от регулирования конечных тарифов и, в то же время, должно жестко присутствовать на межоператорском рынке. "Это моя принципиальная позиция. И это заложено в концепции законопроекта", - подчеркнул Коробов.

По его мнению, поправки выгодны, в первую очередь, абонентам. Операторы "большой тройки" будут вынуждены обеспечить доступ к своим сетям альтернативным операторам на одинаковых условиях. Появятся новые операторы (в том числе виртуальные), новые услуги, снизятся тарифы.

Он не разделяет мнение, что на российском рынке есть конкуренция, а тарифы - одни из самых низких в мире. "Абоненты давно испытали на своих "кровных" все прелести мобильного общения. "Самые низкие тарифы в мире" - это средняя температура по палате. И если стоимость 1 минуты внутри сети, звонки на "любимые номера" - это одно, то звонки абонентам других операторов сотовой связи, звонки на номера фиксированной связи, межгород - это уже совсем другое. Здесь "собака зарыта", здесь ценовой произвол. Именно здесь должно вмешаться государство", - считает депутат.

По его словам, есть еще спорное российское особенное понятие "внутрисетевой роуминг". "А не желаете ли отведать любимое блюдо сотовых операторов под названием "международный роуминг"? Как говорится, считайте сами. А если произвести пересчет на уровень жизни (в сравнении с Европой, например), то картина представится не такая уж радужная. Во-вторых, о какой конкуренции может идти речь, если три оператора сотовой связи (скупившие, к тому же, крупных магистральных операторов) занимают почти весь рынок? Мне очевидно, что на рынке сотовой связи медленно наступает застой. Рынок стоит на пороге монополизации", - отметил Коробов.

Депутат не согласен с тем, что госрегулирование противоречит мировой практике. Коробов привел в пример мобильный рынок Великобритании, где имеется регулирующий орган Oftel, тщательно отслеживающий положение с тарифами и конкуренцией.

"Там существует понятие SMP (significant market power) - компании, имеющей значительную рыночную силу. Если компания не имеет или имеет малое количество конкурентов, долю рынка более 25%, если она высокоприбыльная, если барьеры вхождения на данный рынок для новых операторов высокие, то такую компанию признают SMP (на британском рынке это Vodafone и Cellnet). Эти компании обязаны обеспечить эфирное время другим операторам, вести финансовый учет раздельно по видам деятельности, не оказывать дискриминационного воздействия на других операторов. Подобное регулирование существует и в других странах ЕС. Естественно, оно несколько отличается от нашего, но мы идем похожим путем. Надеюсь, правильным", - пояснил депутат.

Касаясь перспектив принятия поправок и разрабатываемых поправок ФАС, Коробов ответил: "Насколько я знаю, на совещании у вице-премьера Сергея Иванова не принято какого-либо решения в связи с отсутствием единой позиции ведомств. Что касается планируемых поправок ФАС, то очень сомневаюсь, что они найдут поддержку профильного министерства".

13 сентября ФАС выступила против предложенных Коробовым поправок в закон "О связи", которые вводят государственное регулирование цен при расчетах между частными операторами. "По мнению ФАС России, предлагаемые изменения необоснованно расширяют круг операторов связи, чья деятельность подлежит государственному регулированию, распространяя его, в частности на операторов сотовой связи", - отмечено в сообщении ФАС.

Служба готовит предложения по изменению подходов к государственному регулированию этого рынка. "Предлагается исключить понятие "оператор, занимающий существенное положение" как таковое, а регулирование тарифов в соответствии с законодательством о естественных монополиях должно применяться в отношении субъектов естественных монополий", - пояснили в ФАС. В ближайшее время предложения ФАС направят в правительство и заинтересованные ведомства.

Ранее законопроект Коробова поддержали Минкомсвязи и ФСТ, однако Минэкономразвития, а теперь и ФАС выступили против его принятия.

За период с 2002 года количество абонентов подвижной радиотелефонной связи в России увеличилось в 20 раз, а тарифы на эти услуги снизились в десять раз. Тарифы на услуги по пропуску трафика у операторов сотовой связи не отличаются от тарифов, применяемых "существенными операторами", отметили в ФАС. Введение регулирования тарифов возможно лишь в случаях существенного искажения рыночной обстановки в конкретных отраслях (например, в случае с естественной монополией), считают в службе.

Применение ценового регулирования на рынках, находящихся в состоянии конкуренции, приведет к росту издержек предприятий, что повлечет за собой отрицательные последствия для потребителей, а также создаст дополнительные необоснованные административные барьеры входа на телекоммуникационный рынок, полагает ФАС. Ценовое регулирование может отрицательно повлиять на инвестиционный климат как в отрасли связи, так и в стране в целом, считает служба.