Поднебесная стала второй экономикой мира

Появились цифры, официально подтверждающие, что Китай стал второй по величине экономикой мира.
Появились цифры, официально подтверждающие, что Китай стал второй по величине экономикой мира.
Появились цифры, официально подтверждающие, что Китай стал второй по величине экономикой мира. По объёму ВВП в 2010 году Поднебесная сместила на третью строчку Японию. И это серьёзное достижение, если учесть, что Токио занимал второе место с 1968 года. Первое по-прежнему – у США.

Появились цифры, официально подтверждающие, что Китай стал второй по величине экономикой мира. По объёму ВВП в 2010 году Поднебесная сместила на третью строчку Японию. И это серьёзное достижение, если учесть, что Токио занимал второе место с 1968 года. Первое по-прежнему – у США, но эксперты прогнозируют, что такими темпами Китай за 20 лет может обогнать и Америку.

Китайский скоростной поезд "Гармония" с виду похож на знаменитый синкансэн (японские скоростные железнодорожные линии), запуск которого был приурочен к токийской Олимпиаде 1964 года. Модернизированный "поезд-пуля" берёт свой разбег на линии Пекин – Тяньцзинь, как некогда по маршруту Токио – Осака на волне олимпийского энтузиазма. Выбрав японский подход к развитию транспорта, китайцы быстро обгоняют островного соседа не только по скорости поездов, но и по протяжённости магистралей.

Отныне соревнование с Японией переходит в открытую стадию. "По экономическим показателям Китай превзошёл Японию, но ВВП в расчёте на душу населения у нас всё равно в 11 раз ниже, – отмечает директор Института мировой экономики Пекинского университета международной торговли Сан Байчуан. – Мы не можем удовлетвориться таким положением – состояние китайской экономики далеко от идеала".

Лингвисты считают, что само слово "гайгэ" (реформа) было импортировано в Китай из японского языка. В дальнейшем, наоборот, Китай завалит Японию дешёвым импортом, а японские инвестиции помогут окрепнуть нарождающейся китайской промышленности. Японский опыт, основанный на конфуцианской трудовой этике и духе коллективизма, быстро приживается на китайской почве.

В первые 10 лет реформ валовый внутренний продукт Поднебесной увеличивается в 5 раз. Ещё через 20 лет Китай по этому показателю оттесняет Японию на третье мест. "Надеюсь, по объёмам ВВП мы когда-нибудь обгоним США, – говорит китаец. – Наша страна будет становиться богаче, а люди – счастливее".

Разбогатевшие китайцы покупают японские товары, тем самым спасая соседей от призрака надвигающейся рецессии, но политические отношения между Пекином и Токио меньше всего похожи на медовый месяц. Спорные острова Сэнкаку или по-китайски Дяоюйдао чуть было не довели крупнейшие азиатские державы до конфликта. Окрепший Китай угрожает Японии экономическими санкциями. В Токио вынуждены считаться с тем, что Поднебесная уже не та, что прежде, и идут на попятную.

Новость о завоевании почётного второго места в рейтинге ведущих экономических держав сами китайцы встретили сдержанно. Во-первых, в расчёте на душу населения Китай и правда отстаёт не только от Японии, но и, например, от России. Во-вторых, вторая и третья экономики мира связаны между собой, как сиамские близнецы.

На торговой улице Ванфуцзин заканчиваются новогодние распродажи. Выручку подсчитывают и популярные в Китае японские торговые сети. Впрочем, вскоре часть этих денег вернётся в Поднебесную в виде инвестиций.