Тема:

Автоутилизация 1 месяц назад

Путин пообещал поддержку отечественному автопрому

Если нужно купить отечественный автомобиль, это стоит сделать в течение следующего года – так рекомендует поступить российский премьер-министр Владимир Путин. В Набережных Челнах он провел совещание по поддержке российского автопрома. Перед началом совещания Путин посетил завод "КамАЗ", который на месяц останавливает главный конвейер из-за падения спроса на грузовики. Как помочь автопроизводителям избежать такой участи?

Научно-технический центр "КамАЗа" сплошь уставлен "КамАЗами". И за то время, пока Путин шел мимо них, ему успели показать машины разной грузоподъемности и разного предназначения – и для вооруженных сил, и для Крайнего Севера. Про влияние на "КамАЗ" мирового кризиса руководители предприятия тут говорить явно не хотели. Но рабочие об этом, похоже, не знали.

Начать совещание Путин предложил как раз рабочему. Тот сказал, что кризисом обеспокоен, но надеется на лучшее. Его оптимизм подкреплен 30-летним опытом. Государственная программа поддержки отечественного автопрома подкреплена расчетами. Это стало понятно сразу, как Путин сказал: "Первое: значительные объемы автомобильной техники ежегодно закупаются для государственных нужд. Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить эти закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей – Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям – требует дальнейшего обновления".

На эти цели будет выделено дополнительно 12,5 миллиардов рублей, еще 40 – направят в специализированную лизинговую компанию при Минтрансе. Авансы под будущие поставки автопроизводители начнут получать уже в первом квартале следующего года. "Второе: несколько лет назад мною была сформулирована идея приоритетных национальных проектов, они, в целом, неплохо работают, – продолжил Владимир Путин. – Предлагаю в сегодняшней ситуации следующую инициативу – программу обеспечения обновления парка муниципального транспорта. На ее финансирование федеральный бюджет выделит дополнительно 20 миллиардов рублей. Еще 10 миллиардов должны поступить в виде софинансирования со стороны регионов и муниципалитетов. Все эти средства также пойдут только на отечественную технику".

Третью задачу Путин сформулировал так – "восстановить инвестиционный спрос на коммерческие автомобили". Четвертую – как "помочь автопроизводителям в привлечении финансовых ресурсов". Предприятиям обещаны госгарантии для получения кредитов и рекомендовано повышать привлекательность своих ценных бумаг. Тут возник вопрос "как это сделать?" Его озвучил Борис Алёшин – президент ООО "Группа "Автоваз": "А нам можно было бы где-то про это узнать? Может быть, из какой-то специальной литературы, из газет мы это должны каким-то образом выудить?"


"Пожалуйста, обращайтесь в правительство Российской Федерации, обращайтесь в Центральный банк, обращайтесь в ВЭБ, вам там помогут, – ответил Владимир Путин. – Пойдите к Кудрину. Вы знаете его лично много лет. Вам даже не нужно к Александру Валентиновичу обращаться, к его заместителю. Если сложно до него добраться, скажите, пускай мне Сергей Викторович скажет, я обеспечу вам такой доступ, даже не сомневайтесь".

Чтобы решить пятую задачу – восстановить потребительскую активность населения – государство будет субсидировать процентные ставки по трехлетним кредитам. Речь идет, естественно, об отечественных автомобилях, то есть произведенных на территории России. "Тем, кто собирается приобрести автомобиль из наших граждан, лучше это делать в 2009 году, – отметил российский премьер. – То есть если человек в 2009 году по трехлетнему кредитному договору приобрел автомобиль, мы будем помогать ему выплачивать этот кредит, рефинансируя две трети процентной ставки Центрального банка".

Отдельной строкой в программе прописано повышение потребительской активности жителей Дальнего Востока. Решено, как для них сделать отечественные машины доступнее. "Я регулярно бываю на Дальнем Востоке, встречаюсь там с людьми и понимаю их озабоченности, – рассказал Владимир Путин. – Я считаю, что эти озабоченности являются обоснованными. Действительно, я часто слышал, когда люди говорят: "Ну, почему мы, проживая на Дальнем Востоке, должны покупать отечественный автомобиль, скажем, ту же "Ладу", по цене в 2-3 раза выше, чем такие же, как мы, граждане Российской Федерации, проживающие в европейской части?" Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей, произведенных в любой части Российской Федерации в Дальневосточный регион. Выпадающие доходы РАО "РЖД" будут компенсированы из государственного бюджета".

Ввозные таможенные пошлины, в том числе на подержанные иномарки, напомнил Путин, были подняты как раз для поддержки отечественного автопрома. "Мы должны и будем поддерживать любую коммерцию, которая находится в рамках действующего законодательства, – пообещал премьер-министр. – Но мы должны иметь в виду, что этой коммерцией и этими сверхприбылями пользуется несколько тысяч человек в лучшем случае, а в автопроме и в связанных с ним предприятиях у нас работает более полутора миллионов человек. И мы в этой ситуации должны, прежде всего, подумать об этих людях. Не поддержать сегодня эту отрасль, это значит, перечеркнуть очень много из того, что мы с таким трудом добились за последние годы. Поэтому принятые сегодня решения должны быть реализованы максимально быстро и эффективно".

Почему надо быстро, никто не спрашивал. Всем были известны цифры. По сравнению с ноябрем прошлого года, в ноябре этого производство отечественных автомобилей сократилось на 7 процентов, грузовиков и автобусов – более чем на 50.

Митинг в защиту российского автопрома прошел в пятницу в Нижнем Новгороде. Работники "ГАЗа" высказались за те меры, которые принимает государство, чтобы поддержать отрасль и сохранить тысячи рабочих мест. Такие же акции прошли в Тольятти и Ульяновске, где тоже поддерживают инициативу правительства о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок.