Сбер собрался стать лидером российской онлайн-торговли

Заместитель Германа Грефа Лев Хасис рассказал о планах Сбера стать лидером в сфере электронной коммерции в России. А еще — об ошибках, уже допущенных на пути к этой цели.

Сбер объявил, что станет лидером в сфере e-commerce, но при этом признал – три предыдущие попытки у компании провалились. Подробно о неудачах и планах рассказал первый зампред правления компании Лев Хасис. Во время "дня инвесторов" он быстро перешел к неудачам и говорил о них с неожиданной для Сбера, да и вообще для любой крупной компании откровенностью.

Лев Хасис, первый зампред правления "Сбербанка": "К сожалению, все три наши попытки реализовать такой проект в рамках нашей предыдущей стратегии закончились неудачно. Мы дважды договорились с потенциальными партнерами, но увы, не смогли материализовать достигнутые договоренности. А с "Яндексом" мы хотя и смогли запустить и быстро растить совместный бизнес электронной коммерции, но по итогам цивилизованного диалога по разрешению разногласий между нашими компаниями мы продали нашу долю в этом совместном бизнесе. И хотя по итогам мы заработали очень хорошую прибыль, нашу стратегическую цель – построение ведущего игрока в этой важнейшей индустрии — мы пока так и не достигли."

Тут важно помнить, что во время запуска совместного с "Яндексом" маркетплейса "Беру" Сбер не стеснялся в амбиционных оценках проекта, его называли русским Amazon. Тем показательнее, что компания не постеснялась признать поражение. Еще две неудачи, о которых не говорили подробно – это, судя по всему, попытки создать совместное предприятие с Alibaba, который в итоге работает с Mail.Ru и РФПИ, а также неудачная попытка купить Ozon.

Впрочем, Сбер заявил, что планирует продолжить завоевание рынка e-commerce. Ставку делают на приобретенный и переименованный "Инстамарт", а теперь "Сбермаркет" – сервис по доставке продуктов из магазинов, который, как заявляют в Сбер, уже занял первое место в этом сегменте. Для этого компания выкупила мажоритарную долю в сервисе и готова вложить в него 12 млрд рублей, его объединяют со Сбер.Логистикой. На базе двух проектов планируют в следующем году запустить маркетплейс. И отдачу от небанковских сервисов Сбер ожидает серьезную. Как отчиталась компания, за прошлый год их выручка уже выросла на 165%. Пока на них приходится около 5% выручки всего Сбера, к 2030 году эта цифра должна вырасти до 50%.

Ну и, пожалуй, еще один интересный момент, Сбер рассказал о главных уроках которые он вынес из опыта построения экосистем. Первый – интегрировать компанию в собственный бренд, это снижает стоимость рекламы и позволяет привлечь новую аудиторию. Второй – именно маркетплейсы, то есть свободные торговые площадки, услуги и товары для которых поставляет не обязательно сам Сбер. Ну а третий, похоже, вдохновлен неудачным партнерством с "Яндексом".

Лев Хасис, первый зампред правления "Сбербанка": "Мы переосмыслили формат партнерства. Теперь, осуществляя наши стратегические инвестиции, мы предполагаем либо контроль в компаниях с нашим участием, либо ясный и понятный путь к контролю и готовы не иметь контроль только в том случае если сервисы такой компании безусловно, явно и глубоко интегрируются с нашей экосистемой, как например, в случае с нашим совместным предприятием с Mail.ru Group".

Впрочем, развивая электронную коммерцию, в особенности доставку, Сбер все сильнее конкурирует как раз с холдингом Mail.ru Group, с которым у компании совместное предприятие, в которое входят Delivery Club и "Ститмобил". Как пару недель назад сообщала Financial Times, у компании обострились разногласия по вопросам развития этого проекта.