"Безнадзорные" беспилотники выходят на дороги России

Беспилотники без инженеров в салоне появятся на дорогах России: Минтранс разрешил в 2021-м году испытывать машины с автопилотом на дорогах без человека на месте водителя. Ведомство представило четырехлетнюю программу по тестированию и поэтапному выводу робомобилей на дороги общего пользования. Поручение разработки такого комплекса мер год назад Владимир Путин дал правительству — в целях, как было сказано, опережающего развития.

Пока будут длиться испытания беспилотника, в Минтрансе планируют до 2024 года выработать необходимые правовые условия для внедрения машин с автопилотом в транспортное законодательство. В России беспилотные автомобили тестируют сейчас сразу несколько компаний, но лидирует в отрасли, конечно, "Яндекс" с флотом в 160 машин, суммарный пробег которых приближается к 9 млн км. И, вероятно, именно "Яндекс" больше всех готов к коммерческой эксплуатации робомобилей, запуск которых, к слову, намечен в программе на второй квартал этого года, то есть буквально через пару недель.

Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных технологий "Яндекса": "Самая большая ценность этого документа — то, что декларировано движение в правильном направлении. Сейчас, как мы знаем, во многом скорость развития технологий автономного управления автомобилем зависит и от регулирования в тех странах и районах, где технологии мы развиваем. Вот мы знаем, что есть районы, города, штаты с прогрессивным регулированием в Штатах, есть отдельные провинции Китая. Очень здорово, что мы сейчас декларативно сказали, что мы будем двигаться в сторону прогрессивного регулирования, открывая новые возможности для доработки продуктовой составляющей".

Пока неизвестно, где именно начнутся коммерческие испытания автопилота вместо водителя, но можно предположить, что это будут Иннополис, Сколково и некоторые районы Москвы, в которых робомобили "Яндекса" курсируют с 2018 года и хорошо знают местные улицы.

Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных технологий "Яндекса": "Очень сложно предсказать, где регулятор готов будет это разрешить. Потому что наверняка это будет предметом некоего диалога нас, наших коллег по цеху с регуляторами. Наверняка нам придется доказать некий кейс, что это полезно и безопасно в том-то и том-то районе. И регулятор должен с этим согласиться или не согласиться. И после того, как все придут к общему знаменателю, можно будет говорить о том, что мы начнем делать коммерческую эксплуатацию в том или ином формате, как разрешит регулятор в том или ином районе".

Но даже после того, как станут известны районы для старта испытаний, это лишь начало пути. Если коммерческий запуск роботакси действительно состоится в этом году, у "Яндекса" есть шанс стать третий компанией, которая запустила на дорогах сервис беспилотного такси. Первой стал WayMo в Америке, второй – компания AutoX, запустившая коммерческую эксплуатацию такси с автопилотом в Китае.

***

Telegram разместил облигации и привлек $1 млрд. Минимальный лот для участия составлял $500 тысяч, номинал одной бумаги – $1000. В феврале "Коммерсант" рассказывал о планах компании разместить облигации для узкого круга инвесторов. Согласно документам, с которыми ознакомились журналисты, Telegram должен до конца апреля вернуть инвесторам более $600 млн долга. Эта часть тех самых денег, что инвесторы вложили в создание криптовалюты и платформы TON.

В общей сложности на разработку и запуск было собрано $1,7 млрд, но вмешалась американская Комиссия по ценным бумагам и платформу так и не запустили. Суд не только запретил Дурову запуск криптовалюты, но и постановил вернуть инвесторам деньги. А часть из них уже была потрачена на разработку платформы. В общем, команде мессенджера сейчас довольно непросто, нужно срочно зарабатывать себе на жизнь и еще возвращать долги. Скорее всего, оставшихся после возвращения долга инвесторам денег хватит Дурову и разработчикам на год-полтора, а, значит, в ближайшее время в Telegram появится реклама.