"Яндекс.Драйв" подорожает для неаккуратных водителей


Вести.Экономика

Один из самых популярных в России каршерингов станет дороже для тех, чей стиль вождения потенциально может вести к авариям. А Facebook (запрещена в РФ) ответил на троллинг со стороны мессенджера Signal обвинениями в обмане.

Каршеринг "Яндекс.Драйв" будет повышать цены для неаккуратных водителей. Как нам рассказали в компании, систему обновят с 11 мая. Некоторых пользователей уже начали предупреждать об изменениях.

В "Яндексе" говорят, что алгоритм будет анализировать последние 200 километров поездок, а если водитель проехал меньше — то всю его историю. В качестве признаков неаккуратного поведения за рулем назвали резкое торможение и старт, частые перестроения, быстрое прохождение поворотов и превышения скорости. При этом все случаи, когда у водителя были нарушения правил каршеринга, будут отмечаться в истории поездок – сервис отдельно покажет, когда было решено, что водитель двигался слишком резко, а когда — превышал скорость.

В итоге, если водитель неаккуратно (по мнению "Яндекса") ведет себя на дороге, стоимость аренды для него станет выше. Если начнет водить спокойнее, цены вернуть к прежним. А если нет, то его вообще лишат доступа к аренде машин. Сначала временно, а затем и навсегда.

Иными словами, получается, что сервис вводит свои правила вождения и соответствующую систему штрафов. В том смысле, что, например, динамика ускорения со светофора в обычных ПДД никак не прописана. Или то же превышение скорости — это в любом случае нарушение ПДД, но до определенного порога по российским законам оно не наказуемо.

"Яндекс.Драйв" и сейчас отмечает даже минимальное отклонение от допустимой знаками скорости как нарушение. Впрочем, пока такое ненаказуемое превышение на скоринг, как уверяют, влиять не будет. Но отмечают, что всё это ради безопасности, например — во дворах.

Кроме того, постоянная оценка поведения водителя (тем же мобильным приложением) придумана уже достаточно давно и используется, в частности, страховыми компаниями – особо покладистым клиентам это позволяет снизить стоимость страховки, если алгоритмы насчитают снижение вероятности ДТП.

В "Яндекс.Драйве" тоже говорят, что вводимый скоринг связан с размерами страховых платежей. Ну и логично предположить, что речь может идти и об оценке амортизации, то есть износа прокатного автомобиля, который тоже зависит от стиля вождения.

Тут нужно напомнить, что аналогичный подход используют и другие каршеринги – например, подробно о своей системе полтора года назад рассказывал "Делимобиль". Очевидно, в той или иной степени таким скорингом и набором внутренних законов обзаведутся все игроки этого рынка. А у пользователей будет выбор: либо соглашаться на правила сервиса, либо не пользоваться им. Как с социальными сетями, например.

Facebook (запрещена в РФ) обвинил руководство мессенджера Signal чуть ли не в обмане и в раздувании скандала на пустом месте ради собственной популярности. Речь идет о сообщении в блоге Signal, где рассказывается, что защищенный и приватный мессенджер безуспешно пытался купить рекламу в Facebook, которая показывала бы, как много очень личного соцсеть знает о каждом пользователе.

Facebook уверяет, что никто эти объявления и не пытался разместить. Signal приводит скриншот заблокированного аккаунта в рекламном разделе Facebook. Соцсеть отвечает, что заблокировали за неуплату. Где истина — пока не ясно.

Что же до собственно спорных объявлений, то там суть в том, что они состояли из данных, с помощью которых и настраивается такая реклама. То есть люди должны были бы получать предельно индивидуальные сообщения вроде "вы видите эту рекламу, потому что вы дипломированный бухгалтер и состоите в открытых отношениях. И это объявление знает, что вы сейчас в южной части Атланты", где каждый тезис был бы правдой.

В Facebook признали, что как минимум часть таких объявлений они действительно не пропустили бы. Например, потому что таргетировать рекламу на основании сексуальной ориентации пользователя можно, но указывать на нее в сообщении нельзя.