Власти Франции оштрафовали Google на полмиллиарда евро

Полмиллиарда евро составляет штраф, наложенный властями Франции на Google за то, что он не платил местным СМИ за использование их материалов в своем сервисе Google News в том виде, в котором того требует антимонопольное ведомство.

В 2020-м регулятор потребовал от Google заключать соглашения со всеми СМИ об использовании их контента. Судя по всему, переговоры шли не очень просто. С некоторыми изданиями удалось договориться — например, с ведущими газетами Le Figaro и Le Monde — а, скажем, агентство "Франс Пресс" не согласилось, видимо, на условия Google.

Причем, что интересно, жалобу на поисковик подало объединение крупнейших французских изданий, в которое входят, в том числе, и те СМИ, что заключили сделки с Google. Основная претензия издателей в том, что Google не предоставил им достаточно информации о том, какой доход они должны получить. То есть речь о том, что медиакомпании хотят некую прозрачную систему, так чтобы все участники рынка сочли ее справедливой.

В итоге французские антимонопольщики встали на сторону своих СМИ и постановили, что формальное исполнение норм их не устраивает. И пригрозили Google дополнительным штрафом в 300 000 евро в день — это в том случае, если он не сможет заключить с каким-либо издательством договор в течение двух месяцев с того момента, как издательство обратится к поисковику. Google, в свою очередь, утверждает, что действовал добросовестно, но пообещал адаптировать свои практики под требования властей.

Тут самое удивительное — это то, как ситуация на рынке изменилась меньше чем за 10 лет. В 2014-м году в Испании аналогичным образом обязали Google News и другие агрегаторы выплачивать деньги за использование местных новостей. Но IT-гигант тогда просто исключил из выдачи все испанские издания — они остались без поискового трафика, а, значит, без просмотров и денег за рекламу. Вскоре все требования к поисковику были сняты.

Ну а теперь ситуация прямо обратная. Например, в Австралии в феврале этого года приняли аналогичный закон. Интернет-компании сначала отреагировали резко. Google пообещал вообще закрыть поиск в Австралии, Facebook поудалял все аккаунты местных СМИ, но каким-то образом власти вернули их за стол переговоров и с крупнейшими СМИ они заключили контракты на сотни миллионов долларов.

По примеру Австралии похожие практики внедряют в Канаде и обсуждают уже на уровне всей Европы. В России пока подобной идеи на законодательном уровне нет, но интересно, что "Яндекс", например, решил ее и не дожидаться. Буквально вчера поисковик объявил, что будет платить СМИ за использование их материалов в сервисе "Яндекс.Новости". Одновременно вместо просто заголовков и ссылок на оригиналы статей в новостном сервисе появятся собранные алгоритмом краткие саммари, которые в теории позволят понять суть, не переходя по ссылкам.

Вот эту потерю трафика "Яндекс" и намерен компенсировать изданиям деньгами. Правда, суммы и порядок их расчета в "Яндексе" не раскрыли. А в комментарии для РБК некоторые российские издания (например, тот же "Московский комсомолец") выразили некоторый скепсис относительно вероятных размеров таких выплат и признались в том, что пока не очень понимают механику компенсации.