Бабушка и сын богатого папы: кто отправился с Безосом в космос

Самый богатый человек этой планеты устремился к другим планетам. Основатель Amazon, бизнесмен Джефф Безос успешно слетал в космос на собственной ракете с собственного аэродрома, провел в невесомости считанные минуты и вернулся в Техас. К слову, на борту Безос был не единственным. Старт эры во всех смыслах звездного туризма с ним разделили самый молодой и самая пожилая из когда-либо путешествовавших в космос. Что это — гонка миллиардеров или важная веха в доступности недоступного?

959 километров в час. Это точно была самая быстрая доставка от Amazon в истории, хоть и организатор полета больше не хочет, чтобы его ассоциировали с фирмой, которая доставляет на дом товары по почте. О том, чтобы доставлять людей к границам космоса, Джефф Безос задумался еще в 2000-м. За те 11 минут, что корабль New Shepard поднимался на высоту 107 километров, а потом спускался с нее, осуществилась 20-летняя мечта самого богатого человека на планете.

Тех, кто расположился внутри капсулы, трудно назвать экипажем — технически от них мало что зависит. Не напрягаясь, можно дать волю эмоциям.

После старта с космодрома капсула New Shepard пересекла так называемую линию Кармана, которая проходит на высоте 100 километров. Получается, что в космической гонке миллиардеров Джефф Безос хоть и пришел вторым, но не оказался предпоследним. В отличие от главного конкурента Ричарда Брэнсона, который на своем космоплане 9 дней назад вскарабкался только на 86 километров, у Безоса все по-честному. В официальный космос он своих пассажиров все-таки свозил.

Домой корабль возвращался уже по частям, как и было задумано. Сначала в расчетную точку, примерно в 3 километрах от места старта, вернулся носитель. Потом на парашютах спустилась и капсула. Через иллюминатор Безос показал подбежавшим к кораблю большой палец. Вскоре выбрались на воздух. Сам миллиардер был в ковбойской шляпе. Взлетали и приземлились все-таки в Техасе.

Сразу трое, то есть все, кроме брата Безоса Марка, после возвращения записаны в рекордсмены. Космические достижения тут, конечно, ни при чем. Просто Безос теперь не только самый состоятельный человек на земле, но и на орбите. А сын богатого папы, нидерландский студент-физик Оливер Дейман, занявший место неизвестного отказника, который из-за плотного графика перенес билет за 28 миллионов долларов на другую дату, самый молодой.

Самой пожилой в свои 82 стала Уолли Франк. В 1960-х она была одной из 13 женщин, проходивших программу подготовки NASA, но путь слабому полу в той Америке, в отличие от нашей страны, был закрыт.

— Я не думала, что когда-нибудь поднимусь наверх!

Дань истории освоения космоса и выборе даты полета — пуск приурочен к 52-й годовщине первой в истории высадки на Луну миссии "Аполлон-11", а сам корабль Безоса назван в честь Алана Шепарда, первого американского астронавта. Кто из землян был первым человеком в космосе, Безос, к счастью, тоже помнит.

— Вы знаете, что есть человек, который первым побывал в космосе. Его звали Юрий Гагарин. Это произошло очень давно. Думаю, я буду номером 570 или что-то в этом роде. Это не соревнование. Речь идет о строительстве дороги в космос, чтобы будущие поколения могли творить там невероятные вещи.

Но не все в родной Америке желали Безосу удачи. 165 тысяч подписей в Сети собрала петиция с призывом запретить ему возвращаться на Землю. Накануне старта нашлось место и черному юмору. Когда на стартовой площадке он раздавал журналистам еду, тюбиков не было — угощали куриными ножками, макаронами с сыром и черной фасолью, кто-то из репортеров позволил себе бестактность.

— Последний обед?

Главная претензия Безосу от недовольных в том, что человек с состоянием в 203 миллиарда долларов швыряет деньги в космическую бездну. Минута полета обошлась примерно в полмиллиарда долларов. Предпринимателю задали вопрос:

— Был хор критиков, заявивших, что эти полеты в космос — просто радость для богатых и что вы должны тратить свои время, деньги и энергию, пытаясь решить проблемы здесь, на Земле. Что вы скажете этим критикам?

— У нас есть много проблем здесь и сейчас, на Земле. И нам нужно работать над ними, нам всегда нужно смотреть в будущее. Мы всегда поступали так, как вид, как цивилизация. Мы должны сделать и то, и другое.

В общем космос как предчувствие, предчувствие, прежде всего, денег. Считается, что к 2030 году объем рынка космического туризма составит примерно 3 миллиарда долларов в год, то есть в клиенториентированной орбитальной гонке начался новый этап. В битве за околоземного туриста основной конкурент Безоса все тот же Брэнсон, но по-настоящему равным себе соперником глава Blue Origin считает другого миллиардера. Ответом Илону Маску с его Falcon 9 должна стать тяжелая ракета New Glenn, создающаяся с лунным прицелом. Впрочем, сроки по ней давно сорваны. Испытания начнутся не раньше 2022 года. Не решены проблемы с ракетным двигателем BE-4.

На чем, а не куда и с кем летать, по-прежнему главный вопрос в мировой космической отрасли, той его части, которая не относится к индустрии развлечений. И в этом смысле показательно, что день полета Безоса совпал с днем, когда правительство США одобрило импорт новых российских ракетных двигателей РД-181М, проверенных и очень надежных.