Китай запретил всплывающие окна в приложениях

Неожиданный и радикальный ход: в Китае запретили добавлять в мобильные приложения всплывающие окна, которые, как заявлено, вводят пользователей в заблуждение и отвлекают их. По мнению регулятора, китайские компании слишком часто грешат навязчивой рекламой и внутри приложений, и просто внутри операционной системы. Вот с ней и решили бороться. Под удар попали чуть не все основные сервисы, включая продукты крупнейшего китайского холдинга Tencent.

Устранить нарушения нужно быстро – до 3 августа. Чиновники заявили, что будут наказывать тех, кто не подчинится. Как именно – не раскрыли, но сомневаться в радикальности возможных мер не приходится. Дело в том, что в Китае, похоже, началось что-то вроде полномасштабного наступления на собственные технологические компании. Например, пару дней назад китайцы ужесточили требования к сервисам доставки еды – их обязали обеспечить курьеров зарплатой не ниже минимальной в регионе и базовым соцпакетом.

А крупнейшему в стране сервису в этой области Meituan грозят расследованием и штрафом в 700 миллионов долларов – чиновники выясняют, не использовала ли компания эксклюзивные соглашения с ресторанами. Это, надо сказать, нередкая практика в отрасли. Скажем, в России заказать из KFC можно только через DeliveryClub.

Но доставка еды — это полбеды. Мессенджер WeChat из-за необходимости соответствовать новым требованиям регулятора приостановил регистрацию новых пользователей. А WeChat в Китае это примерно всё: от платежной системы до госуслуг и от электронной торговли до удостоверения личности.

А с этого понедельника в Китае запретили зарабатывать компаниям и сервисам для онлайн-репетиторства. Все бизнесы и стартапы в области образования должны перейти в разряд некоммерческих. Еще на той неделе этот рынок оценивался в 100 миллиардов долларов, а теперь им нельзя получать прибыль, привлекать капитал или выходить на биржу. Пока ограничения действуют не для всей страны, а для крупнейших городов, но главный игрок на этом рынке, TAL Education, потеряла чуть ли не 95% капитализации.

Американские финансовые издания пишут, что распродажа всех китайских активов в IT продолжается третий день подряд. Панические настроения подогревают и сообщения о том, что из капитала компаний выходят крупные инвестфонды. Всего за три дня упомянутый выше Tencent потерял 15 процентов, Meituan – 30. Гигант е-коммерса Alibaba – больше 10 процентов.

Кстати, именно Alibaba (а точнее, его финтех-дочка Ant Group), первым попал под удар китайской регуляторной машины. Еще в конце прошлого года ему запретили выходить на биржу. Мол, слишком уж легко себя чувствуют финансовые техногиганты по сравнению с обычными банками – под требования финрегуляторов не попадают, раздают не обеспеченные ничем кредиты, взимают слишком высокие комиссии за платежи и так далее.

Уже в этом году досталось такси-сервису DiDi. Он вопреки рекомендациям вышел на биржу в США, а через пару дней на компанию завели дело из-за "незаконного сбора и обработки персональных данных". Более того, из-за этой ситуации требования к размещению за рубежом ужесточили для всех китайских IT-компаний – если сервис имеет 1 миллион активных пользователей и обрабатывает их персональные данные, он обязан получать особое разрешение на выход на зарубежные биржи. В таком виде ограничение касается фактически любого сервиса в Китае.

Впрочем, есть версия, что Пекин борется не столько с иностранным капиталом в важных для страны сервисах, сколько с чрезмерным влиянием IT-корпораций внутри страны. И если ситуацию с давлением на Ant Group многие эксперты объясняли конфликтом между руководством страны и основателем Alibaba Джеком Ма, самым богатым человеком Китая, то нынешнюю атаку на весь хайтек — тем, что за время пандемии Пекин осознал, какую власть получили онлайн-корпорации, и пишет для них новые правила