Сбой Facebook добавил пользователей конкурентам

Для Facebook астрономические прибыли важнее безопасности пользователей, соцсеть уничтожает демократию и раскалывает общество. С таким заявлением в Сенате выступила бывшая сотрудница компании Фрэнсис Хаген. И призвала американских политиков ограничить крупнейшую соцсеть мира.

Чем закончатся эти слушания неясно, но в США это актуальная тема, сенаторы от обеих партий хотят регулировать хай-тек компании. А тут еще 6-ти часовое отключение Facebook.

Впрочем, там явным бенефициаром стал Telegram. Его основатель Павел Дуров без ложной скромности выложил пост, в котором отчитался, что, пока не работали Instagram, Facebook и (главное) WhatsApp, в его мессенджер пришли более 70 миллионов новых пользователей. И даже при этом Telegram работал без проблем и вообще он опережает конкурентов "на световые годы".

Куда еще переходили российские пользователи, проанализировала компания Brand Analytics. По ее данным, самый заметный рост числа сообщений был у Twitter – больше, чем в полтора раза. Прибавили Telegram и "ВКонтакте", а вот у "Одноклассников" ничего не изменилось. Обсуждали сбой Facebook тоже чаще всего во "ВКонтакте", Telegram и Twitter.

А по данным МТС, трафик вроде как устаревших СМС вырос аж в четыре с лишним раза, а длительность звонков – в два с половиной.

Ну и немного о причинах сбоя. Отчет с анализом того, что случилось, выпустил провайдер сетевой инфраструктуры Cloudflare. По его данным, инженеры Facebook удаленно перенастраивали сетевое оборудование компании и потеряли к нему доступ. При этом, опять же, из-за ошибки, были внесены изменения в так называемую таблицу BGP, проще говоря, они буквально удалили себя из интернета.

Суть в том, что BGP это принятый еще в 94-м году протокол динамической маршрутизации, который отвечает за решение как быстрее передать данные из одной большой подсети в другую. И за понимание того, что в принципе доступно, а чего не существует. А в основе протокола – доверие к участникам обмена, то есть к квалификации сотрудников крупных компаний и провайдеров. Что иногда приводит к проблемам. Например, в 2008-м власти Пакистана решили заблокировать YouTube у себя, но внесли изменения в таблицу BGP так, что YouTube на несколько часов стал недоступен у всех пользователей мира. А пару лет назад Вашингтон отозвал лицензию на работу в США у китайского провайдера Чайна Телеком. Выяснилось, что компания направляла весь трафик американцев в Китай, а затем обратно в США. Ее заподозрили в попытке похитить данные.

При этом технические специалисты из крупных российских компаний не видят проблем в такой системе и считают, что перестраивать ее не надо, лучше бороться с человеческим фактором.

​​Александр Тоболь, технический директор "ВКонтакте": "Все крупные сервисы испытывали проблемы. Тысяча и один способ себя удалить – все рано или поздно с этим сталкиваются, но пока слава богу все крупные компании делают это примерно один раз. После этого делаются выводы, и пока теория, что мы все учимся друг у друга на ошибках. С другой стороны, после такого разам пишутся меры, принимаются регламенты, всегда появляются резервные способы доступа к оборудованию, и все эти вещи настраиваются в компании, и через несколько лет становится все стабильно. Думаю, что оно само по себе нормализуется. И все равно это вопрос решения проблемы человеческого фактора.

Андрей Губа, технический директор социальной сети ОК: "Любая большая система ломается, такая как фейсбук она каждый день ломается. От вылетевшего диска до потери сервера, базы данных, это каждый день, десятки и тысячи раз. Поэтому здесь история про то, как с авариями работать".