Facebook пошел на "приземление" в России

Компания Meta (запрещена в РФ) начала исполнять закон "о приземлении" в России. В соответствии с его требованиями, владелец Facebook (запрещена в РФ) направил заявление о регистрации личного кабинета на официальном сайте Роскомнадзора.

Facebook (запрещена в РФ) пошел на "приземление": компания Meta (запрещена в РФ), в которую входят Facebook, Instagram (запрещена в РФ) и WhatsApp, создаст личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Об этом сообщило само ведомство со ссылкой на полученное от IT-гиганта заявление. Чуть ранее РКН пригрозил наказанием тем, кто не начнет исполнять правила до конца месяца.

Согласно требованиям закона "о приземлении", с 1 января этого года компании, чья суточная аудитория превышает 500 тысяч человек, должны были открыть в России филиал или представительство, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе форму обратной связи. Чтобы российские пользователи могли пожаловаться на противоправный контент или другое нарушение, а в случае конфликтов решать все в российском суде.

Требование распространяется на 13 иностранных компаний. Среди них Google, Meta, Telegram, Discord, Twitch. И пока только две компании выполнили требования полностью: это Apple и Spotify. Частично выполнили TikTok, Likeme, Twitter и Viber. Роскомнадзор сообщает, что личный кабинет на их сайте зарегистрировал и Zoom. Она же уверила ведомство, что ведет работу над созданием формы обратной связи и рассматривает вопрос открытия представительства на территории России.

Никаких действий по исполнению закона пока не предприняли Google, Telegram, Pinterest, Discord и Twitch. Если так и останется до конца февраля, то, по словам замглавы РКН, с 1 марта к ним применят наказание в виде запрета на рекламу на территории России. Возможно, именно эта угроза и заставила Meta пойти навстречу российскому регулятору, так как для всех соцсетей корпорации (для Facebook и Instagram) реклама — основной источник дохода.

И источник этот под угрозой не только в России, но и в Европе. Там речь идет об ограничении на передачу персональных данных пользователей на американские серверы компании, чего требует новое законодательство ЕС. В Meta говорят, что если это произойдет, то разрушится система создания рекламных профилей пользователя, станет сложнее точно таргетировать рекламу, отчего объявления небольших бизнесов станут дороже и менее эффективными.

Что с этим делать, решает регулятор Ирландии (потому что европейские штаб-квартиры американского бигтеха "приземлились" именно там, из налоговых соображений). Быстрого решения, правда, судя по всему, не будет. По сообщению Reuters, ирландские власти намерены созвать встречу профильных европейских регуляторов для консультаций и назначить ее на апрель.

***

Новости сегодняшнего VR, то есть оборудования для будущих метавселенных. Sony показала окончательный дизайн шлема и контроллеров PlayStation VR2. Напомню, первую версию комплекта для игр в виртуальных мирах Sony сделала аж в 2016-м году.

Долгое время этот шлем виртуальной реальности был в числе лидеров продаж (более 5 миллионов устройств за первые три года), просто в силу относительно невысокой цены и развитой экосистемы игровой приставки PS. И вот вторая версия.

Основной фокус на эргономику, на возможность регулировать расстояние между очками и глазами, на вентиляцию (на случай долгой игры). При этом, как говорят в компании, гарнитуру удалось сделать тоньше и немного легче нынешней, и у новой модели всего один кабель для подключения к PS5.

Дата официального релиза PS VR2, а также стоимость гарнитуры пока неизвестны. Однако, как пишет агентство Bloomberg, Sony нацеливается на период рождественских праздников, читай на сезон распродаж. Вероятно, в расчете несколько подправить статистику. Дело в том, что в последний год в безусловные лидеры вырвались гарнитуры Oculus от Facebook (то есть теперь Meta, которая, собственно, и двигает идею метавселенных).

Если в 2020-м (по данным сервиса Statista) Sony занимала почти 20% рынка против у 34% Oculus, то в прошлом году на гарнитуры Oculus приходилось уже 75% продаж, а на объективно устаревший комплект от Sony — лишь 5%. Для понимания масштабов рынка, о котором идет речь, исследовательская компания Grand View Research оценивает его в 10 миллиардов долларов сейчас и в более 55 миллиардов долларов — уже к 2028 году.

Впрочем, может быть, будет и больше. Если подтвердятся слухи и свою VR-гарнитуру выпустит Apple. По данным портала MacRumors, руководство компании тоже намерено успеть к Рождеству, и производственные испытания гарнитуры уже завершились. А в массовое производство она поступит в августе—сентябре.

Точная цена устройства пока не называется, но некоторые СМИ пишут, что стоимость гарнитуры может составить около 3000 долларов. Что много. Но у Apple есть особый талант заходить на небольшие и не первый год существующие рынки и превращать их в массовые.