"Самолет в трубе" Hyperloop будет в семь раз дешевле "Сапсана"

В США представлен проект новой транспортной системы, предназначенной для сверхскоростных путешествий между крупными городами - Hyperloop. Проект является детищем предпринимателя Элона Маска, создавшего ранее платежную систему PayPal и компанию Space X, первой среди негосударственный организаций успешно доставившей на орбиту космический корабль. Кроме того, Маск является генеральным директором Tesla Motors, производителя люксовых электромобилей.

Об идее Hyperloop было известно и раньше, однако накануне впервые была опубликована подробная презентация проекта (PDF), содержащая технические спецификации и экономическое обоснование. Итак, новый фантастический проект Элона Маска представляет собой транспортную систему, состоящую из перемещающихся по трубам с сильно разреженным воздухом алюминиевых капсул.

Каждая капсула оснащена турбиной на носу, с высокой скоростью перекачивающей разреженный воздух в тоннеле, одновременно разгоняя капсулу и приподнимая ее над дном трубы по принципу воздушнй подушки. Транспортный модуль может разгоняться до примерно 1 200 км/ч. Это позволит сократить время путешествия между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско до 35 минут.

Во время поездки (или, скорее, полета по трубе) скорость капсулы будет поддерживаться за счет турбины, питаемой от аккумуляторов. Чтобы не тратить энергию аккумуляторов на разгон, запуск и набор скорости, первоначальное ускорение в пункте отправления будет формироваться с помощью стационарных электромагнитных "толкателей". Они же, построенные по тому же принципу, что и электромоторы, будут размещаться примерно каждые 100 км вдоль трубы, чтобы обеспечивать транспортным модулям дополнительный разгон.

Питаться моторы и аккумуляторы капсул могут от расположенных над трубой (ее предполагается размещать над землей на бетонных опорах) солнечных батарей. По расчетам разработчиков, этого электричества хватит с избытком, по крайней мере, в солнечной Калифорнии.

По мнению Маска, Hyperloop представляет собой идеальное решение для связи городов, между которыми уже существует активное транспортное сообщение, и которые расположены не дальше 1 500 км друг от друга. В США это, например, Лос-Анджелес и Сан-Франциско (или Москва и Санкт-Петербург в России). Для более значительных расстояний Маск предлагает разработать сверхзвуковые самолеты нового поколения.

По оценке разработчиков, реализация подобной системы обошлась бы существенно дешевле, чем недавно одобренный проект высокоскоростной железнодорожной линии между двумя крупнейшими городами Калифорнии. Маск считает, что построить Hyperloop между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско (примерно 560 км) можно за 6 млрд долларов (10,7 млн долларов на километр).

Для сравнения, стоимость строительства линии Москва - Казань (811 км) для высокоскоростных пассажирских поездов в РЖД оценивают в 928 млрд рублей (28 миллиардов долларов), то есть 34,5 млн долларов на километр трассы. Эта цифра, в отличие от расчетов Маска по Hyperloop, не включает в себя затраты на приобретение подвижного состава.

Цена билета на Hyperloop составит по предположениям изобретателя всего 20 долларов, то есть примерно 3,5 цента за километр. Для сравнения, билет на "Сапсан" из Москвы в Санкт-Петербург стоит сегодня примерно 180 долларов, то есть 25 центов за километр пути или в 7 с лишним раз дороже.

Впрочем, сам Элон Маск не планирует заниматься реализацией проекта Hyperloop - у него и так много дел в Space X и Tesla Motors. Он надеется заинтересовать и привлечь к участию в нем инвесторов и инженеров, ради этого отказавшись от получения патентов на изобретение.

Источник: Space X