Зоологи раскрыли тайну полосок зебры

Учёные раскрасили манекены лошадей в разные цвета и выставили их на венгерской лошадиной ферме (фото Gábor Horváth).
На этой фотографии показано отражение поляризованного света от шерсти зебры (фото с сайта bbc.co.uk).
Зачем зебре чёрно-белые полоски? Таким вопросом задались исследователи из шведского университета Лунда и провели эксперимент с фальшивыми животными самого разного окраса. В результате учёные разгадали 120-летнюю загадку, хотя результат привёл их в недоумение.

Для чего зебре чёрно-белые полоски, учёные спорят уже 120 лет. Одни считают, что таким образом сородичи находят своих в огромном стаде, другие – чтобы запутать хищников, третьи – чтобы было лучше прятаться в траве.

Сюзанна Окессон (Susanne Åkesson) и её коллеги из шведского университета Лунда провели эксперимент с фальшивыми животными самого разного окраса и нашли свой ответ на этот вопрос.

Учёные решили выяснить, насколько полоски зебры привлекательны для слепней и мух цеце. Эти насекомые не только больно кусаются, но и переносят ряд опасных заболеваний. Ранее энтомологи установили, что мухи предпочитают животных с тёмной шерстью, в то время как светлая их не привлекает.

Происходит это из-за того, что чёрный окрас поляризует свет. Так же он отражается не только от тёмной шерсти, но и от воды, где насекомые откладывают свои яйца. Белый окрас не отражает излучение в одном направлении, а потому привлекает меньшее количество противных существ.

Шведские экологи решили проверить, будет ли белый цвет зебр менее привлекателен для слепней и цеце. Для этого они выставили на солнце пластиковых животных разного окраса. Манекены покрыли тонким слоем клея без запаха. Для чистоты эксперимента рядом учёные также разместили квадратные панели (белые, чёрные, полосатые, коричневые, серые), их покрыли растительным маслом. В конце опыта исследователи подсчитали, сколько мух выбрало те или иные "приманки".

Удивительно, но оказалось, что полосатые лошади и панели даже менее привлекательны для слепней и цеце, чем белые. Видимо, потому что они отражают разный свет (поляризованный и обычный), пишут шведы в журнале Journal of Experimental Biology.

Впрочем, прежде чем утверждать, что именно по этой (отпугивающей) причине предки зебр закрепили такой окрас, нужно провести дополнительный эксперимент. В естественной среде обитания животные обладают весьма резким запахом, и это, мол, может привлекать голодных мух, перекрывая визуальный эффект от полосок, считает Сюзанна.

Несмотря на некоторые сомнения самих шведов, многие учёные сходятся во мнении, что данная работа даёт наиболее исчерпывающий ответ на вопрос, зачем зебрам полоски.

"Это первый наиболее убедительное доказательство, появившееся за 120 лет, прошедших с тех пор, как люди начали спорить на эту тему", - говорит не участвовавший в данном исследовании Тим Каро (Tim Caro) из университета Калифорнии в Дэвисе.