Генетики придумали способ борьбы с незаконным выловом рыбы

Карта отбора образцов ДНК четырёх видов рыб: а - треска атлантическая, b - сельдь атлантическая, c - морской язык, d - хек европейский (иллюстрация Carvalho et al./Nature Communications).
Незаконный промысел наносит серьёзный урон мировым рыбным запасам. Учёные разработали эффективный способ борьбы с браконьерами: особый анализ ДНК поможет точно определить, где была поймана рыба.

Запасы рыбы в морях и океанах неуклонно снижаются. Во многом из-за незаконного нерегулируемого промысла — до 25% мирового вылова добывают браконьеры.

Бороться с незаконными действиями крайне трудно. Например, треска, поступающая в порты Великобритании, может быть нелегально добыта в северо-восточной Атлантике или совершенно законно поймана в Балтийском море. Но как их отличить? Ведь это один и тот же вид, обитающий в разных местах земного шара.

Для борьбы с поставками нелегальной рыбы в европейские порты в 2008 году был запущен уникальный проект под названием FishPopTrace.

В рамках этой программы учёные предложили инновационный способ, позволяющий точно определить, где была выловлена та или иная рыба. Материалы, рассказывающие о масштабных генетических исследованиях и их результатах, появились в журнале Nature Communications.

Учёные искали небольшие отличия отдельных сегментов ДНК у рыб одного вида, принадлежащих к разным популяциям. Это отличие скрывается в так называемых однонуклеотидных полиморфизмах.

Гари Карвалью (Gary Carvalho), молекулярный эколог из британского университета Бангора (Bangor University) и его коллеги исследовали ДНК четырёх видов рыб: трески атлантической (Gadus morhua), сельди атлантической (Clupea harengus), морского языка (Solea solea) и хека европейского (Merluccius merluccius). Этим видам, населяющим европейские моря, больше всего угрожает чрезмерный вылов.

Поначалу учёные обнаружили сотни различий в ДНК у рыб, живущих в разных районах. В дальнейшем они научились точно определять, где была выловлена та или иная рыба, всего по нескольким отличающимся сегментам генетического кода. Например, с точностью 98% по 14 отрезкам ДНК был установлен район вылова для 766 образцов хека.

В целом, точность метода составляет от 93% до 100%. Небольшая ошибка, возможно, является следствием миграции — рыбы проплывают огромные расстояния и попадают в другую популяцию.

Исследования команды Карвалью лягут в основу европейской системы контроля происхождения рыбной продукции. Европейский cоюз обязал всех своих членов провести экспериментальные исследования по программе FishPopTrace в 2013 году, а в Великобритании вскоре появятся специальные этикетки, подтверждающие происхождение рыбной продукции.

Возможно, разработанные инструменты генетического контроля будут применены и за пределами Европы. Исследованиями заинтересовались в ООН. Учёные надеются, что угроза проверки происхождения рыбы станет серьёзным сдерживающим фактором для рыбаков, ведущих нелегальный промысел.