Астрономы открыли новый тип чёрных дыр

Чёрная дыра HLX-1 (выделена окружностью) принадлежит к новому типу среднеразмерных чёрных дыр

(фото S. Farrell, U. Sydney/U. Leicester/ESA/NASA).

Исследователи космоса обнаружили чёрную дыру нового типа. Она занимает промежуточное место между известными ранее маленькими и сверхмассивными чёрными дырами. Открытие поможет понять процесс образования огромных дыр, поглощающих целые звёздные системы.

После трёх лет наблюдений за сверхъяркими галактическими скоплениями, расположенными в 300 миллионах световых лет от Земли, астрономы объявили об открытии нового типа чёрных дыр.

Как пишут исследователи в своей статье в журнале Science, до этого науке были известны два вида чёрных дыр: небольшие, в несколько раз тяжелее Солнца, и гигантские, обладающие гравитацией многих миллионов Солнц.

Огромные дыры располагаются почти исключительно в центральных областях галактик и способны поглощать целые звёздные системы.

Международная команда исследователей при помощи космической рентгеновской обсерватории "Чандра" (Chandra X-ray Observatory) и орбитального телескопа SWIFT обнаружили промежуточный тип чёрных дыр среднего размера. Так, масса нового объекта составляет порядка 90 тысяч масс Солнца.

Необычная чёрная дыра, получившая название HLX-1 (Hyper-Luminous X-ray source 1), была обнаружена практически случайно. Учёные обратили внимание на яркие вспышки рентгеновского излучения и радиоволны, исходившие не из спиральной галактики, а от объекта, расположенного за ней на расстоянии 12 тысяч световых лет.

"Наши наблюдения в период с 2009 по 2010 год показали, что HLX-1 ведёт себя подобно небольшим чёрным дырам. Но для более точной классификации нам понадобился ещё год наблюдений за радиовспышками", — говорит руководитель исследований Натали Уэбб (Natalie Webb) из Центра изучения космических излучений.

Учёные предполагают, что такие чёрные дыры среднего размера могут появляться в центре шарообразных скоплений, где тысячи звёзд под воздействием сил гравитации располагаются очень плотно. Помимо этого, они могли образоваться после смерти гигантских звёзд, существовавших на заре Вселенной.

Обнаружение HLX-1 может помочь специалистам понять процесс образования гигантских чёрных дыр.

"Возможно, промежуточная стадия является предшественником более крупных образований и может вырасти, поглотив достаточное количество материи или объединившись с несколькими себе подобными", — считает Уэбб.

Учёные признают, что какие-либо выводы можно будет делать только после того, как удастся обнаружить другие "средние" чёрные дыры.