Учёные обнаружили, что мхи привлекают членистоногих для размножения

Ногохвостки или коллемболы (Collembola) √ это отряд микроскопических членистоногих, населяющих подстилку и почву во всех уголках нашей планеты (фото Rocky Cookus, Portland State University).

(фото Rocky Cookus, Portland State University).

Учёные из США обнаружили, что мхи нуждаются в помощи микроскопических членистоногих при оплодотворении. Более того, оказалось, что мох использует химические сигналы для их привлечения. Такое содружество ранее считалось прерогативой цветковых растений и насекомых-опылителей.

Исследователи из университета Портленда (Portland State University) обнаружили, что мхи в процессе размножения прибегают к помощи крошечных почвенных членистоногих– ногохвосток.

Поясним, что мох задействует как половой, так и бесполый (с помощью спор) способы размножения. Органы полового размножения лиственных мхов находятся на вершинах стеблей. Мужские (антеридии) и женские (архегонии) окружены листьями и расположены чаще всего на разных растениях.

До настоящего времени считалось, что основным переносчиком спермы мхов является вода, лежащая тонким слоем между мужскими и женскими растениями. Успех такого способа размножения напрямую зависит от количества дождей.

В статье, вышедшей на днях в журнале Nature, команда учёных сообщает об удивительном открытии – ещё одном способе размножения. Несмотря на то что у мха нет сладко пахнущих цветов, они производят специфические ароматы, которые привлекают ногохвосток. Эти крошечные членистоногие в свою очередь помогают переносить сперму с мужских растений на женские. Ранее считалось, что подобное межвидовое сотрудничество возможно только между цветковыми растениями и насекомыми-опылителями.

"Мы были крайне удивлены, обнаружив такое разнообразие ароматов у мха. Не меньшей неожиданностью для нас стало то, что ногохвостки принимают активное участие в размножении мхов и работают по принципу цветочных опылителей. Это означает, что придётся полностью пересмотреть наше представление о взаимодействии растений и живых существ в области экологии мха", — сообщает ведущий автор исследования доктор Сара Эпплей (Sarah Eppley).

Для подтверждения своих наблюдений биологи выращивали изолированные группы мха вида Ceratodon purpureus, моделируя процессы размножения либо при помощи дождя, либо при помощи ногохвосток (в данном случае вида Folsomia candida). Результаты оказались идентичными, а вот при совместном использовании воды и членистоногих мох размножался с удвоенной силой. Это говорит о том, что ногохвостки играют более чем заметную роль в размножении мха, уверены исследователи.

Также учёные проанализировали состав биогенных летучих органических соединений, производимых мхами. Результаты показали, что женские и мужские растения имеют свой собственный набор ароматов.

Стоит отметить, что недавние исследования мхов уже намекали на то, что ногохвостки могут участвовать в процессе переносе мужских половых клеток (гамет). Однако данные об использовании мхами химических сигналов, которые побуждают членистоногих к активным действиям, получены учёными впервые.

Открытие пока породило больше вопросов, чем ответов. Так, остаётся непонятным, даёт ли мох пищу ногохвосткам взамен на помощь в размножении. Или растение коварно имитирует запахи половых партнёров крошечных существ. Кстати, в подобном обмане учёные не так давно уличили растения семейства ароидных.

Добавим также, что мхи и ногохвостки представляют собой две самые древние эволюционные линии на Земле (крохотных членистоногих даже находили на рекордной глубине). Они существуют бок о бок уже на протяжении 450 миллионов лет. Исследователи уверены, что именно эти микроскопические друзья мхов сыграли ключевую роль в их эволюционном развитии, которое впоследствии привело к появлению цветковых растений.