Неандертальцы использовали перья и когти птиц в качестве украшений

Следы обработки костей, оставленные неандертальцами

(фото Ruth Blasco/PLoS ONE).

Такой любопытный вывод был сделан специалистами из Бельгии, Гибралтара, Испании и Канады после исследования останков птиц в районах стоянок доисторического человека. Вместе с прежними открытиями эта работа учёных в корне меняет устоявшиеся представления о неандертальцах.

Учёные установили, что неандертальцы использовали перья и когти птиц в качестве украшений. Такой любопытный вывод был сделан специалистами из Гибралтара, Бельгии, Испании и Канады.

"Изучая кости в пещерах, где проживали неандертальцы, мы находили множество обработанных птичьих костей", – рассказывает Джорди Россел (Jordi Rosell) из университета Ровира и Вергилии в Таррагоне (Universitat Rovira i Virgili).

В дальнейшем выяснилось, что места, где учёные находили останки ворон, грачей, сорок, галок, соколов, различных видов орлов и стервятников, а также красных и чёрных коршунов, соотносятся с теми районами Палеарктики, где существовали стоянки неандертальцев в эпоху среднего и позднего палеолита.

В своём исследовании учёные уделили отдельное внимание Гибралтарским пещерам Авангард, Горхэм (Gorham’s Cave) и Ибекс, где были обнаружены в большом количестве обработанные кости крыльев.

"Крылья составляют менее 20% веса птицы и практически не имеют пищевой ценности, поэтому единственное, чем они могли заинтересовать неандертальцев, длинные перья", – рассказывает Хуан Хосе Негро (Juan Jose Negro), директор биологической станции Доньяна в Севилье (Estación Biológica de Doñana).

Что касается проблемы отлова пернатых, то, по словам исследователей, у доисторического человека был широкий спектр возможностей – от нападения на гнёзда до использования погибших особей.

Любопытно, что в последнее время представление о неандертальцах, как о глупых и грубых существах, претерпело значительные изменения. Об этом говорит целый ряд открытий. Учёные находили наскальные рисунки, свидетельствующие о способности древних людей к изобразительному искусству, а также доказательства того, что неандертальцы готовили пищу на костре и знали о целебных свойствах трав.

Более того, известно, что неандертальцы имели такой же головной мозг, как и кроманьонцы – наши непосредственные предки, а в некоторых случаях размеры его даже превышали нынешние. Однако, как полагают учёные, дело не в размере, а в том, как этим мозгом пользоваться. Считается, что одним из факторов вымирания неандертальцев было интеллектуальное отставание от человека разумного.

Вот почему специалисты, интересующиеся неандертальцами, так много внимания уделяют фактам, указывающим на способность к творческой деятельности и абстрактному мышлению этих ископаемых людей.