Учёные обнаружили уникальные особенности древних зубастых пожирателей

Ранее ошибочно считалось, что гадрозавры вели полуводный образ жизни и могли питаться лишь мягкой пищей вроде водорослей

(иллюстрация Charles R. Knight).

Зубы гадрозавров имели шесть видов зубной ткани. На иллюстрации представлены пять: эмаль ведущий к пульпе канал, два вида дентина и зубной цемент

(фото Gregory M. Erickson, Florida State University, врезка Brandon A. Krick/W. G. Sawyer, University of Florida).

За миллионы лет эволюции на планете остались только наиболее приспособленные виды животных. Но ошибочно считать всех исчезнувших представителей флоры и фауны не "прогрессивными". Так, учёные из США полагают, что гадрозавры были пожирателями своего времени, потому и получили широкое распространение.

Известно, что все обитающие сегодня на планете животные – лишь малая часть того видового многообразия, которое существовало на Земле прежде: миллионы лет эволюции оставили наиболее приспособленных.

Впрочем, было бы неправильно считать всех исчезнувших представителей флоры и в особенности фауны менее "прогрессивными". Достаточно вспомнить о так называемой конвергентной эволюции, когда схожие признаки могут наблюдаться у неродственных, в том числе вымерших, видов.

Более того, учёным известны конкретные примеры исчезнувших животных, чья адаптация к условиям окружающей среды представляется невероятной. Именно такими являются "утконосые динозавры" – гадрозавры, обитавшие 100-65 миллионов лет назад в эпоху позднего мелового периода.

В статье, опубликованной в журнале Science, исследователи из США пишут, что зубы гадрозавров состояли из шести различных видов ткани. В то время как млекопитающие имеют лишь четыре (эмаль, дентин, зубной цемент и пульпа), а у других рептилий – и того меньше, только два вида.

Кроме этого, зубная ткань у гадрозавров располагалась дифференцировано, в зависимости от функциональной принадлежности тех или иных зубов: резка, измельчение, перетирание.

К такому выводу учёные пришли после изучения особи эдмунтозавра, хранившейся в Американском музее естествознания в Нью-Йорке (American Museum of Natural History) и имеющей возраст 70 миллионов лет.

В то время, когда эта особь была жива, продолжался распад двух сверхконтинентов Лавразии и Гондваны на существующие сегодня материки. В условиях относительно тёплого, но постепенно изменяющегося климата появились первые цветковые растения, что повлекло в дальнейшем резкое возрастание разнообразия насекомых. Среди крупных животных на земле, в воде и воздухе начали царствовать динозавры.

Семейство гадрозавров было широко распространено: их останки обнаруживают в Северной и Южной Америках, Европе, Азии и даже в Антарктиде. По мнению учёных, биологический прогресс этих животных обусловлен их способностью питаться самой грубой растительной пищей, включая низкорастущую траву, хвощи, папоротники и даже хвою деревьев.

"Они были как ходячие мельницы, – рассказывает палеобиолог Грегори Эриксон (Gregory Erickson), профессор университета Флориды. – Я подозреваю, что гадрозавры могли съесть любое встретившееся им растение".