Астрономы обнаружили ультракомпактную планетную систему

Размеры пяти планет системы KOI-500 варьируются в пределах 1,3-2,6 диаметра Земли

(иллюстрация Karl Tate, Space.com).

Диаметр звезды KOI-500, обладающей массой как у Солнца, составляет лишь три четверти диаметра нашего светила. Кроме того, KOI-500 будет помладше Солнца √ ей всего миллиард лет

(иллюстрация Karl Tate, Space.com).

Любителям праздновать дни рождения очень понравилась бы жизнь на планетах в системе звезды KOI-500. Ведь год на них длится менее одной земной недели. Правда, находясь на них, им пришлось бы выносить нестерпимый жар звезды, так как все пять планет находятся, по сути, внутри орбиты Меркурия.

Любителям праздновать дни рождения очень понравилась бы жизнь на планетах в системе звезды KOI-500, расположенной на расстоянии 1100 световых лет от Земли в созвездии Лиры. Ведь год на них длится менее одной земной недели.

Правда, им пришлось бы также выносить нестерпимый жар, так как все пять планет находятся в 12 раз ближе к родительской звезде, чем Земля к Солнцу. По сути, все планеты обращаются внутри орбиты Меркурия.

"Все пять планет обращаются вокруг своей звезды внутри области, которая в 150 раз меньше, чем та, что охватывается орбитой Земли. При этом материала внутри неё столько, что хватило бы на несколько земель. С тем же успехом сюда можно было бы вместить ещё десяток планет, и они все чувствовали себя вполне комфортно", — говорит автор исследования Дарин Рагоццин (Darin Ragozzine) из университета Флориды, известный читателям "Вести.Наука" по исследованию другого сложного астрономического явления.

Время, за которое эти планеты обходят родительскую звезду, равно 1, 3,1, 4,6, 7,1 и 9,5 земных суток, пишет Space.com. Близость орбит экзопланет заставляет объекты периодически немного отклоняться с пути, однако они, судя по всему, не рискуют сбить друг друга с курса (в сторону светила или же в открытый космос).

Любопытно, что четыре внешних планеты двигаются в четверном резонансе, который астрономы ранее не наблюдали ни в одной системе. Орбитальные путешествия экзопланет синхронизированы – примерно раз в 191 день они встают в одно и то же положение.

Учёные полагают, что открытые планеты не могли сформироваться в такой близости от своей звезды. Слишком уж здесь жарко. Вероятно, они родились из газопылевого диска, окружавшего светило когда-то, а потом переместились к центру системы.

"Мы думаем, что эта миграция и привела к синхронизации движения планет по орбитам, которую мы наблюдаем сейчас", — говорит Дарин.

Напомним, что астрономы предполагают, что и в Солнечной системе когда-то произошёл подобный сдвиг. Гиганты Юпитер и Сатурн, сформировавшись на окраинах, приблизились к Солнцу, подтащили с собой массу астероидов, которые 4,1-3,8 миллиарда лет назад бомбардировали Землю, Луну, Меркурий, Венеру и Марс. Сдвигались ли внутренние планеты, неизвестно.

Вообще, судя по последним исследованиям, экстремальная (по меркам Солнечной системы) близость к звезде – не такая уж редкость для окружающего нас космоса. Многие экзопланеты обращаются по орбитам, значительно меньшим, чем земная. Даже гиганты вроде горячих юпитеров могут быть весьма близки к своим светилам

Нынешняя планетная система, самая компактная из всех обнаруженных астрономами, ещё раз подтверждает: наша Солнечная система весьма отличается от многих своей "разбросанностью" в пространстве. Почему, пока не ясно.

"Различия могут быть обусловлены разными взаимодействиями планет и газопылевого диска, из которого они рождаются. Но нам нужно провести ещё очень много работы, чтобы понять все эти процессы", — сообщает Рагоццин.

Своё открытие учёные представили на встрече Американского астрономического сообщества (AAS), посвящённой наукам о планетах.

Добавим, что открытие учёные сделали благодаря космическому телескопу Kepler. Этот инструмент, запущенный на орбиту в марте 2009 года, помог зарегистрировать уже около 2300 потенциальных миров. Он наблюдает за 160 тысячами звёзд одновременно. Астрономы затем проверяют, нет ли изменений в их светимости, которые могут быть вызваны проходом планет по диску светил.