История древнего городища

Археологи из Москвы и Пскова исследуют древнейшее Изборское городище VI-XIV веков. Самые крупные научные изыскания там проводил в конце XX века историк и археолог Валентин Седов. Сезон 2012 года принес новую информацию по стратиграфии крепости и истории храма XIV века.

Археологи из Москвы и Пскова исследуют древнейшее Изборское городище VI-XIV веков Первые попытки получить информацию об этом поселении были сделаны в начале XX века, самые крупные научные изыскания там проводил в конце XX века историк и археолог Валентин Седов. Ученому удалось выявить планировку древнего города и отследить эволюцию поселения. Сезон 2012 года принес новую информацию по стратиграфии крепости и истории храма XIV века.

Следы пожара IX века археологи обнаружили после того, как полностью разобрали фрагмент крепостной стены на Изборском городище. В 80-е годы на этом валу работала экспедиция выдающегося археолога-слависта Валентна Седова, которая изучила остатки крепости и поселения. Первые следы жизнедеятельности, обнаруженные здесь, относятся к третьей четверти первого тысячелетия. Эту работу продолжили его ученики.

Исследованы этапы и способы строительства древнейшего городища — памятника русской фортификации. Заведующий издательским отделом Института археологии РАН Николай Лопатин поясняет: "Прямо без всякого фундамента, без раствора ссыпался щебень, ограниченный двумя более регулярными кладками, которые тоже были без раствора. Лишь местами между камнями подкладывалась глина. Но в XIII веке все-таки же начали применять известняк, раствор, который мы нашли".

Поселение на этом месте существовало с VI по XIV век, впоследствии оно было перенесено на Жеравью гору. Но именно с этим городищем связаны предания и научные гипотезы о правлении приглашенного из варяг князя Трувора и зарождении российской государственности. Среди новых находок — арбалетные наконечники, пряслица, одно из которых, как шутят археологи, импортное, из розового сланца, служило разменной монетой, кресты, литейные формы, бронзовая булавка XI века с инкрустацией, перстни с печатками и без, монеты. Одна из монет — редчайшая, с изображением немецкого короля. Старший научный сотрудник Псковского археологического центра Алексей Яковлев отметил: "Находка динария середины XI века оказалась большой удачей этого сезона. Я, честно говоря, ни разу не держал в руках монеты этого типа и такой древности".

Охранный шурф прорыт возле стен Никольского храма, построенного в 1584 году здесь же, на старом городище. Понадобился он в связи с масштабной реставрацией. Археологи выявили ошибки строителей, из-за которых обрушилась стена подклета, и часть захоронений древнего кладбища оказалась в отвале внутри храма. Архитекторы обнаружили резные деревянные детали коньков крыши 16 века, сохранившиеся на чердаке, закладные кресты, скрытые штукатуркой и элементы декора XV века.