Геном сладкого картофеля поведал о древних мореплавателях

Родиной "сладкого картофеля" считается Перу, откуда растения распространились по всему миру

(фото National Cancer Institute's 5 A Day Resources & Tools/Wikimedia Сommons).

Батат имеет южноамериканское происхождение, однако стал глобальной культурой ещё до наступления эпохи Великих географических открытий. Французские исследователи проанализировали генетическую историю растения, подтвердив предположения о далёких путешествиях древнего человека.

Хотя наступление эры глобальных путешествий и стирания белых пятен с карт зачастую ассоциируют с эпохой Великих географических открытий, известно, что человек активно перемещался между островами и даже материками задолго до XVI века.

Как правило, свидетельством древних путешествий являются предметы материальной культуры в виде орудий труда, предметов быта, одежды, украшений и так далее. Но на этот раз вклад в освещение истории человечества принадлежит растению.

Речь идёт о батате, или "сладком картофеле", который начали выращивать примерно в шестом тысячелетии до нашей эры в районе перуанских высокогорий Южной Америки. Обладая питательными клубнями, батат легко вошёл в круг культивируемых человеком растений, распространившись по всей планете.

Однако характер и время его распространения оказались загадкой для современных исследователей. Например, прежде считалось, что "сладкий картофель" был завезён в юго-восточную Азию и Океанию португальскими и испанскими мореплавателями в XVI веке. Но находки в этом регионе обугленных клубней возрастом около 1000 лет опровергли это предположение.

Кроме того, экспериментально была доказана невозможность занесения в Океанию плодов растения солёными водами Тихого океана. Но лингвистический анализ показал, что название батата, используемое южноамериканскими индейцами Кечуа, схоже с полинезийским.

Решив, что ответ на загадку можно получить, изучив ДНК растения, французские исследователи проанализировали генетические маркеры современных и древних клубней батата. В статье, опубликованной в журнале PNAS, представлен любопытный вывод о значительных отличиях между "сладким картофелем" западных и восточных районов Океании.

Открытие подтверждает так называемую трёхстороннюю гипотезу, согласно которой "сладкий картофель" был завезён в Океанию трижды. Впервые это произошло благодаря контактам между полинезийцами и южноамериканцами, затем батат был завезён испанцами из Мексики, и, наконец, португальские торговцы доставили растение из Карибского региона.

Испанские и португальские сорта оказались на островах западной части Тихого океана, в то время как более древние южноамериканские — в восточной части.

Авторы работы подчёркивают, что само по себе их исследование не является прямым доказательством контактов жителей Океании с южноамериканцами, зато оно может считаться одним из свидетельств в пользу этого предположения наряду с лингвистическими и археологическими работами.

Отметим, что более подробно генетическую историю растения проследить довольно сложно, так как европейцы в течение долгого времени активно скупали и перевозили батат из одной части света в другую, смешивая клубни разного происхождения. Тем не менее, вывод французских специалистов может иметь далеко идущие последствия в деле изучения истории народов Океании.