Новая модель изменила представление об обитаемых зонах звёзд

(иллюстрация Chester Herman).

Астрономы всего мира ищут экзопланеты, на которых могла бы существовать жизнь в том виде, в котором мы её знаем. Для этого должен выполняться ряд условий. Учёные из США представили новую модель, которая позволит быстро определять возможность существования жизни на открываемых мирах.

Астрономы всего мира ищут в нашей галактике экзопланеты, на которых могла бы существовать жизнь в том виде, в котором мы её знаем. Для этого должен выполняться ряд условий, например, планета должна находиться на определённом расстоянии от родительской звезды. Учёные из университета Пенсильвании представили новую компьютерную модель, которая позволит быстро определять возможность существования жизни на открываемых мирах.

Программа, разработанная специалистами факультета геонаук (Department of Geosciences), рассчитывает, попадает ли обнаруженная экзопланета в так называемую обитаемую зону своего светила. Только в этом случае мир сможет обладать жидкой водой на поверхности, так необходимой для поддержания жизни. Если планета находится слишком близко к звезде, то высокие температуры заставят влагу испариться. Если слишком далеко — вода замёрзнет.

Для создания новой модели постдок Рави Кумар Коппарапу (Ravi Kumar Kopparapu) и аспирант Рамсес Рамирес (Ramses Ramirez) использовали обновлённые базы данных поглощения парниковых газов — HITRAN и HITEMP. Новая информация, а также работа суперкомпьютеров университетов Пенсильвании и Вашингтона позволили планетологам улучшить модель, созданную 20 лет назад Джеймсом Кастингом (James Kasting) для других звёзд.

В результате оказалось, что на самом деле обитаемые зоны располагаются чуть дальше от светил. То есть ранее экзопланетам нужно было находиться ближе к своим родительским звёздам, чтобы попасть в обитаемую зону. Получается, что как минимум несколько обнаруженных ранее миров выпадут из списка "потенциально обладающих жизнью".

На графике показано положение обитаемых зон вокруг различных типов звёзд, а также некоторые открытые экзопланеты (иллюстрация Chester Herman).

Новое исследование поможет в изучении открываемых экзопланет. Одним только орбитальным телескопом "Кеплер" вне Солнечной системы было найдено порядка 2000 планет. Впереди множество новых открытий. Компьютерная модель астрономов из Пенсильвании поможет изучить их на предмет присутствия в обитаемой зоне.

Кроме того, учёные готовят проект Habitable Zone Planet Finder, главной задачей которого будет поиск в Млечном Пути миров, по размеру сопоставимых с Землёй и обладающих жидкой водой на поверхности. Воспользоваться новой моделью смогут астрономы, планирующие запустить в космос телескопы ATLAST и Terrestrial Planet Finder.

Примечательно, что согласно работе исследователей из США Земля находится на самом краю обитаемой зоны Солнца. Всё дело в том, что модель не учитывает влияние на температуру поверхности облаков, которые отражают излучение нашей звезды и стабилизируют климат планеты.

Статья Коппарапу и его коллег появится в издании Astrophysical Journal (с препринтом статьи можно ознакомиться здесь). Все желающие также могут воспользоваться "Калькулятором обитаемой зоны" (Habitable Zone Calculator), который поставляет соответствующие сведения о звёздах главной последовательности.