Зайцы могли стать одной из причин исчезновения неандертальцев

Иберийский заяц, распространённый на территории Пиренейского полуострова

(фото LuisEgido/WikimediaCommons).

Почему исчезли ближайшие родственники нашего вида и какую роль в этом сыграл человек разумный, до сих пор остаётся для учёных загадкой. Недавно была предложена ещё одна "невероятная" гипотеза.

Почему исчезли неандертальцы и контактировали ли они с человеком разумным – вот вопросы, не дающие покоя исследователям со всего мира. Пытаясь докопаться до истины, учёные выдвигают разные гипотезы, однако большинство уверено: причин вымирания было много, и человек в них сыграл не последнюю роль.

В опубликованном в издании Journal of Human Evolution исследовании рассказывается, что одними из причин исчезновения неандертальцев стали ограниченность рациона этих родственников человека разумного и их зависимость от охоты исключительно на крупных млекопитающих.

Исследуя пещеры на территории Испании и на юге Франции, антропологи заметили, что приблизительно до 30 тысячелетия в этих местах, служивших приютом для различных представителей рода Homo, большинство останков доисторического пира представлено костями крупных млекопитающих, таких как олень. Однако позднее, после исчезновения неандертальцев и расселения вида Homo sapiens, начали преобладать кости млекопитающих из отряда зайцеобразных.

Учёные полагают, что с уменьшением численности крупных млекопитающих, вероятно, связанным с циклическим или климатическим изменением биомассы региона, неандертальцы, в отличие от людей, не сумели переключиться на более мелкую, но многочисленную добычу.

Примечательно, что это не первое исследование, ставящее под сомнение охотничьи способности неандертальцев. В 2009 году высказывалось предположение о том, что представители Homo neanderthalensis были не в состоянии ловить рыбу или птиц. Однако эта гипотеза была вскоре опровергнута. В статье, вышедшей в журнале PLoS ONE учёные из США и Франции отрапортовали об обнаружении следов рыбьей чешуи и перьев на орудиях неандертальцев.