Эмоции в книгах: за последний век люди стали чувствовать больше страха

Эмоции в книгах отражают состояние общества, но, конечно, не могут отражать всей палитры общественного настроения

Эмоции в книгах отражают состояние общества, но, конечно, не могут отражать всей палитры общественного настроения
(фото Johannes Jansson/Wikimedia Commons).

Более пяти миллионов книг на английском языке, издававшихся в течение XX века, проверили учёные из Великобритании и Швеции на предмет их эмоционального содержания. Исследователи, в числе которых были как антропологи, так и специалисты по компьютерным технологиям, отмечают, что обнаружили новые тенденции в развитии литературы, и их связь с обществом.

"Нас удивило, что периоды преобладания хороших или плохих эмоций могут коррелировать с различными историческими событиями, – говорит Альберто Асерби (Alberto Acerbi) с факультета археологии и антропологии университета Бристоля (Department of Archaeology and Anthropology University of Bristol). –

Так, время Второй Мировой войны отмечено увеличением слов, выражающих печаль, и, наоборот, уменьшением эмоций, выражающих радость".

Чтобы понять как часто те или иные слова, передающие настроение, использовались в книгах, их разделили на шесть категорий: гнев, раздражение, страх, радость, печаль и удивление. Согласно статье, опубликованной в журнале PLOS ONE, работа проводилась на основе крупнейшего цифрового архива книг Google.

Первое, на что обращают внимание учёные в пресс-релизе: на протяжении XX века происходило общее уменьшение выражения эмоций всех категорий, кроме страха. Ещё более примечательный вывод касается сопоставления произведений, написанных на американском и британском английском: начиная с 1960 года, между ними наблюдаются существенные расхождения в стилистическом отношении, в особенности, в использовании союзов, предлогов и артиклей.

"На самом деле это поразительный вывод, – объясняет доктор Асерби. – Ведь совсем недавно было обнаружено, что различия в использовании таких "бессодержательных" слов является границей различных стилистических периодов в истории западной литературы".

Что за событие в шестидесятых могло повлиять на расхождения в стилистике, для исследователей пока остаётся загадкой.

"Возможно, это было связано с бэби-бумом или распространением контркультуры молодёжной революции 60-х", – предполагает профессор Александр Бэнтли из университета Бристоля.

Тем временем Асерби подчёркивает, что они открыли тенденции, а интерпретировать их общество может самостоятельно.

При этом книги не могут отражать всей палитры общественного настроения, как модели на подиуме не демонстрируют среднего человека, добавляют специалисты.