Радиотерапию сделали максимально безопасной

Схема работы нейтрон-захватной терапии с использованием бора

(иллюстрация Pat Kenny/ National Cancer Institute/Wikimedia Commons).

Лечение рака лучевой, радиационной и химиотерапией всегда связано с риском поражения здоровых тканей и массой побочных эффектов. Учёные из университета Миссури утверждают, что разработали метод, наносящий минимальный вред здоровым тканям.

Нейтрон-захватная терапия (НЗТ) на основе бора — уже давным-давно не новость. Ещё в 1932 году, когда английский физик Джеймс Чедвик открыл нейтрон, многие учёные задумались об использовании его для лечения онкологических заболеваний.

Принцип работы данного метода радиотерапии состоит в использовании реакций между радиочувствительными медикаментами и нейтронами.

Опухоль накапливает в себе бор, а затем она облучается потоком эпитермальных нейтронов. Из-за того, что стабильный (не радиоактивный) изотоп бора 10 эффективно поглощает нейтроны, происходит ядерная реакция, в результате которой уничтожаются клетки опухоли.

Главная проблема НЗТ состояла в отсутствии средства доставки, которое бы повысило точность "прицела" терапии. Учёные из университета Миссури (MU) утверждают, что нашли решение проблемы.

Профессор Фредерик Хоторн (Frederick Hawthorne) вместе со своей командой решил оптимизировать метод НЗТ. Исследователи приняли во внимание тот факт, что раковые клетки очень "жадные" и поглощают больше вещества, чем здоровые клетки.

В раковую опухоль прицельно ввели борсодержащий препарат, созданный Хоторном специально для этих целей. Когда она поглотила достаточное количество бора, на неё направили поток нейтронов. Бор распался на атомы гелия и лития, выделив большое количество энергии. В результате ядра атомов гелия и лития проникли внутрь опухоли и разрушили её изнутри, не задев здоровые ткани, сообщается в пресс-релизе университета.

Учёные опробовали этот метод на мышах, что привело к ремиссии рака. Следующий этап — лечение более крупных животных, а затем и людей.

Хоторн говорит, что для широкого использования НЗТ, которую разработала его команда, нужно будет специальное оборудование, которого у учёных пока нет. Но исследователи надеются, что это лишь временные трудности.

Результаты исследования были опубликованы в журнале PNAS.