Звёзды и планеты, обнаруженные телескопом "Кеплер", оказались намного крупнее

Четырёхметровый телескоп Мэйолл, с помощью которого проводились повторные наблюдения за далёкими звёздами и их планетами

(фото P. Marenfeld & NOAO/AURA/NSF).

Звёзды, изучаемые телескопом "Кеплер", находятся в 2800-7000 световых годах от Земли

(фото NOAO/AURA/NSF).

Команда исследователей перепроверила данные об экзопланетах и их родительских звёздах, полученные при помощи телескопа "Кеплер". Далёкие небесные тела оказались намного крупнее, чем считалось ранее. Параллельно выяснилось, что поиск двойников Земли пока что не слишком успешен.

Данные, полученные при помощи космических обсерваторий, таких как "Кеплер", как правило, перепроверяют несколько раз, чтобы получить максимально точные сведения о далёких мирах. Команда астрономов из Исследовательского центра Эймса (Ames Research Center), принадлежащего космическому агентству NASA, исследовала звёзды и планеты, обнаруженные телескопом "Кеплер".

Для этого они провели повторное наблюдение за 268 звёздами с помощью четырёхметрового наземного телескопа Мэйолл (Mayall) Национальной обсерватории Китт-Пик (NOAO Kitt Peak National Observatory). Поскольку все наблюдаемые объекты находятся очень далеко от Земли, просто увидеть экзопланеты не удаётся. Поэтому учёные фиксируют затемнение в свечении звезды, чтобы понять, что в этот момент по её диску проходит планета. Вычислив степень такого затемнения в процентах, астрономы могут говорить о размерах экзопланеты.

Для сравнения: если телескоп направить на Солнце, то произойдёт однопроцентное затемнение в момент прохождения по его диску Юпитера.

"Чтобы максимально точно измерить радиус планеты, необходимо знать и радиус её родительской звезды", — поясняет Стив Хоуэлл (Steve Howell) из команды учёных, работающих с телескопом "Кеплер".

Выполнив все необходимые расчёты, Хоуэлл и его коллеги пришли к выводу, что большинство звёзд "Кеплера" как минимум на 35% больше, чем показывали предыдущие анализы. Об этом учёные заявили на ежегодном собрании Американского астрономического сообщества (AAS).

"Это также означает, что и их экзопланеты намного крупнее, чем мы думали раньше", — заявил Хоуэлл. Он также добавил, что 132 экзопланеты, существование которых было подтверждено, необходимо будет проанализировать повторно, утвердив размеры родительских звёзд. Есть также 2740 кандидатов в экзопланеты, существование которых пока не было подтверждено. Учёные планируют продолжать исследование в наземных обсерваториях, о чём сообщается в пресс-релизе Национальной обсерватории.

"Полученные результаты значительно уменьшают количество кандидатов в двойники Земли, потенциально пригодные для жизни", — говорит астроном Марк Эверетт (Mark Everett) из Национальной оптической астрономической обсерватории (NOAO), который занимается работой телескопа Кит-Пик.

Также выяснилось, что в силу бóльших размеров далёких звёзд и их более сильной светимости обитаемые зоны планетных систем расположены дальше от светил. Напомним, что обитаемой зоной считается зона в системе планет, где температура на их поверхностях оптимальна для поддержания воды в жидком виде.

"У планет, находящихся в обитаемой зоне, намного более долгий период обращения вокруг родительской звезды", — говорит Хоуэлл. Учёные добавляют, что планеты, которые ранее считались иссушенными горячими мирами, могут оказаться холодными и покрытыми льдом, поскольку находятся дальше от звезды, чем предполагалось.

"Когда мы только начинали наблюдение за далёкими звёздами и их планетами, уже были некоторые нестыковки в расчётах их размеров. Так что у нас были подсказки. Многие звёзды после повторных анализов оказывали больше, чем мы думали. Я не был удивлён такой разнице в результатах первичных и вторичных расчётов", — заключил Хоуэлл.

Результаты его работы появятся вскоре в издании Astrophysical Journal, а пока с ними можно ознакомиться, прочитав препринт статьи.