Новый смертоносный токсин засекречен учёными

Бактерия Clostridium botulinum, окрашенная генцианом фиолетовым

(иллюстрация CDC/Wikimedia Commons).

Учёные расшифровали ДНК нового ботулотоксина и пришли к выводу, что информацию надо сохранить в секрете. Оказалось, что это одно из самых смертоносных на свете веществ.

Учёные обнаружили новый тип ботулинического токсина. Как оказалось, это одно из самых смертоносных веществ, известных науке. Из-за того что для него ещё не изобретено противоядие, последовательность ДНК была изъята из общественных баз данных. Это первый случай, когда последовательность ДНК токсина держится в секрете по соображениям общественной безопасности.

Инъекция двухмиллиардной доли грамма или вдыхание лишь 13-миллиардной доли грамма белка почвенной бактерии Clostridium botulinum убьёт взрослого человека. Токсин блокирует высвобождение ацетилхолина — химического вещества, выделяемого нервами, ответственными за работу мышц. Люди, которые случайно съедают подобный токсин (такое возможно, когда бактерии растут в пищевых продуктах), заболевают ботулизмом и часто погибают от паралича.

Больных врачи спасают моноклональными антителами – искусственно созданными иммунными белками, которые реагируют с семью известными на настоящий момент разновидностями ботулинума – от A до G.

Стивен Арнон (Stephen Arnon) и его коллеги из Калифорнийского отделения Министерства здравоохранения США (California Department of Public Health) сообщили на этой неделе, что они обнаружили восьмой тип токсина (H) – в фекалиях ребёнка, демонстрирующего типичные симптомы ботулизма.

Команда определила последовательность генов бактериальной ДНК, которая кодирует токсин, и обнаружила, что новый вид – отдельная ветвь в ботулиническом генеалогическом древе. Новый токсин крайне слабо реагирует на стандартные антитела, создаваемые центром по контролю и профилактике заболеваний (US CDC). Ни одно из этих антител не смогло защитить мышей от воздействия токсина.

Учёные также попробовали вырастить антитела к токсину типа H у кроликов. Хоть это и защитило мышей, потребовались огромные дозы – гораздо большие, чем для защиты от типов A-G.

В настоящее время ведётся разработка более действенных антител против токсина G. Позднее предстоит наладить их производство и проверить безопасность для людей.

Бактерия Clostridium botulinum, окрашенная генцианом фиолетовым (иллюстрация CDC/Wikimedia Commons).

Обычно генетические последовательности бактерий, создающих токсины, публикуются в базе данных GenBank. Но в данном случае учёные решили, что это слишком рискованно для данного токсина.

Антидот ещё не был разработан, и авторы исследования активно консультировались с представителями многочисленных государственных учреждений США, включая Лабораторию инфекционных заболеваний армии США, Департамент национальной безопасности, Центр по контролю и профилактике заболеваний и прочие проправительственные департаменты здравоохранения. Подробная научная статья о токсине была опубликована в издании Journal of Infectious Diseases, но без генетической последовательности. Она будет обнародована тогда, когда эффективное лечение станет доступно.

Публикация последовательности ДНК стала бы необычайно серьёзной опасностью для общества, пишет Дэвид Релман (David Relman) из Стэнфордского университета в сопроводительном комментарии к статье.

К слову, Релман был одним из шести членов комитета правительства США, которые не согласились с решением опубликовать в 2012 году исследование, показывающее, как распространяется смертельный вирус птичьего гриппа H5N1 среди млекопитающих. Эту работу тогда окрестили "исследованием двойного назначения", поскольку его результаты могли быть использованы для создания своего рода биологического оружия.

Идея использования ботулотоксина в биотерроризме (достаточно ведь добавить всего нескольких граммов вещества в молоковоз) — давний кошмар экспертов биологической безопасности.

По мнению исследовательской команды Арнона, в природе вполне могут существовать и другие подобные смертоносные токсины, ожидающие своего открытия.