Уникальный метеорит расскажет учёным секреты зарождения Марса

Метеорит марсианского происхождения NWA 7533

(фото Luc Labenne).

Новые исследования подтвердили: найденный в прошлом году в пустыне Сахара метеорит – самый древний из попавших в руки учёных образцов марсианской коры.

Пока NASA готовится к прибытию к Красной планете нового марсианского зонда, учёные из университета штата Флорида (Florida State University) изучают первый образец древней марсианской коры.

Исследование профессора Мунира Хумаюна (Munir Humayun), научного сотрудника Национальной лаборатории сильных магнитных полей (MagLab), основано на анализе марсианского метеорита, который в прошлом году был обнаружен бедуинами в пустыне Сахара.

Камень, получивший название NWA 7533, может стать первым найденным образцом древней марсианской коры. В нём заключено огромное количество информации о происхождении и возрасте коры Красной планеты.

Для того чтобы изучить мельчайшие количества химических веществ в этом метеорите, Хумаюну и его коллегам пришлось подвергнуть камень комплексному анализу с помощью сложных масс-спектрометров в геохимическом отделе MagLab. Высокие концентрации тяжёлых металлов, таких как иридий (элемент указывает на космическое происхождение метеорита), никель и осмий, показали, что метеорит, скорее всего, раньше был частью кратеров южного высокогорья планеты. Долгое время считалось, что именно в этой местности стоит искать ключи к пониманию рождения и "раннего детства" Марса. По словам Хумаюна, если бы жизнь на Марсе была возможной, то развивалась бы она главным образом в этом регионе.

Кратеры покрывают более половины поверхности Марса, однако это первый образец именно из этого региона и первый шанс исследователей понять процессы роста ранней марсианской коры.

Используя информацию о химическом составе найденных в метеорите частиц марсианского грунта, исследователи смогли рассчитать толщину коры Красной планеты. Их расчёты не идут вразрез с данными, полученными с помощью космических аппаратов, изучивших геофизические показатели тяжести и топографии.

С помощью мощного микрозонда университета Кёртина (Австралия) команда исследовала кристаллы циркона, что позволило определить возраст метеорита. Он составляет приблизительно 4,4 миллиарда лет.

"То есть он образовался через 100 миллионов лет после образования первых пылевых облаков Солнечной системы, – рассказывает Хумаюн. – Теперь мы знаем, что Марс покрылся корой в течение первых 100 миллионов лет после начала формирования планеты, а также то, что кора Марса сформировалась одновременно со старейшей корой Земли и Луны. В ранний период своего развития Марс, предположительно, отличался также сейсмической активностью".

Пока неясно, как именно такой фрагмент далёкого мира попал на Землю. Предположительно, это случилось 600 миллионов лет назад. В открытый космос кусок коры был, скорее всего, выброшен извержением вулкана.

По мнению Хумаюна и его исследовательской группы, это открытие является лишь верхушкой айсберга и дальнейшие исследования должны привести ко многим уникальным открытиям. Например, натолкнуть на новые гипотезы об истории Марса, расширить сведения о марсианских цирконах и самых ранних отложениях на Красной планете.

Подробности исследования опубликованы в журнале Nature.