Понятно о непонятном. Лучшие научно-популярные книги 2013

Ричард Докинз. Эгоистичный ген

Ричард Докинз. Самое грандиозное шоу на Земле

Ричард Докинз. Магия реальности. Как мы узнаем истину

(издательство Corpus).

(издательство "Клуб семейного досуга").

Франс де Вааль. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов

Ричард Докинз. Магия реальности. Как мы узнаем истину
Франс де Вааль. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов
Мелвин Брэгг. Приключения английского языка
Генрих Эрлих. Золото, пуля, спасительный яд
В преддверии Нового года особенно остро стоит вопрос подарков. Корреспондент проекта "Вести.Наука" вспомнил, что лучший подарок - это книга, и собрал обзор лучших научно-популярных книг на русском языке для детей и взрослых.

В преддверии Нового года особенно остро стоит вопрос подарков. Корреспондент проекта "Вести.Наука" вспомнил, что лучший подарок − это книга, и собрал обзор лучших научно-популярных книг на русском языке для детей и взрослых.

Через тернии к звёздам

Библиографический список самого знаменитого физика-теоретика нашего времени Стивена Хокинга (Stephen Hawking) насчитывает более 200 произведений и публикаций. Великий учёный заслуженно считается одним из ведущих популяризаторов науки в мире. В предисловии к своему первому бестселлеру "Краткая история времени", впервые изданному в 1988 году, он написал: "Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc²". С тех пор во всех своих книгах он с удивительной лёгкостью доступным языком объясняет самые сложные астрофизические теории о происхождении и устройстве Вселенной.

Стивен Хокинг. Вселенная Стивена Хокинга (издательство "Амфора").

Не удивительно, что книги Хокинга регулярно издаются на русском языке. Например, в 2013 году издательство "Амфора" выпустило сборник "Вселенная Стивена Хокинга", включающий сразу три книги "Краткая история времени", "Черные дыры и молодые вселенные" и "Теория всего". Издание предоставляет прекрасную возможность познакомиться с основными работами прославленного учёного.

Астрофизика для первоклассников

Кстати, Хокинг не забывает и о самых маленьких. Совместно со своей дочерью Люси, известной журналисткой и писательницей, он выпустил серию книг о приключениях мальчика Джорджа и его друзей во Вселенной. Вместе с героями книги дети познакомятся с такими удивительными вещами, как чёрные дыры, астероиды, галактики, узнают, есть ли в космосе другие планетарные системы, что такое Ттеория относительности и многое другое. Вне всяких сомнений книги "Джордж и тайны Вселенной", "Джордж и сокровища Вселенной" и "Джордж и Большой взрыв" от издательства "Розовый жираф" станут отличным подарком для детей младшего школьного возраста.

Стивен Хокинг и Люси Хокинг. Джордж и большой взрыв (издательство "Розовый жираф").

Чарльз Дарвин навсегда!

Если Стивена Хокинга часто называют "поп-звездой" мира физики, в области биологии заправляет другой знаменитый популяризатор науки Ричард Докинз (Richard Dawkins). Британский учёный прославился в 1976 году после выхода нашумевшей книги "Эгоистичный ген", в которой он в понятной любой домохозяйке форме рассматривает эволюционное учение Дарвина с позиции генетики. С тех пор Докинз написал более десяти книг, которые были переведены на множество языков и разошлись по миру огромными тиражами.

В России наиболее полную серию произведений автора выпускает издательство Corpus. Взрослым читателям можно порекомендовать свежее издание хрестоматийного "Эгоистичного гена", а также одну из последних книг учёного − "Самое грандиозное шоу на Земле". В ней автор методично выкладывает перед нами доказательства того, что эволюция видов − это не просто теория, а неоспоримый факт.

Ричард Докинз. Самое грандиозное шоу на Земле (издательство Corpus).

Что есть истина?

В 2013 году на русском языке вышла ещё одна книга Докинза "Магия реальности. Как мы узнаем истину", ориентированная на юных читателей. В ней учёный со свойственной ему лёгкостью объясняет природу самого широкого спектра природных явлений: "почему существует так много видов животных и растений?", "кто появился первым − мужчина или женщина?", "что вызывает цунами?". Автор начинает с мифических и мистических версий, а затем раскрывает, как именно учёные разгадывают самые сложные загадки.

Ричард Докинз. Магия реальности. Как мы узнаем истину (издательство Corpus).

Читая мысли муравья

В 2013 году в издательстве "Клуб семейного досуга" впервые на русском языке вышла книга известной американской научной журналистки Вирджинии Морелл (Virginia Morell) "Эти удивительные животные. Самые неожиданные факты о братьях наших... разумных".

6.	Вирджиния Морелл. Эти удивительные животные. Самые неожиданные факты о братьях наших... разумных (издательство "Клуб семейного досуга").

Автор приглашает читателей в удивительное путешествие в мир мыслей, чувств и эмоций животных. Попутчиков Вирджинии ждут невероятные истории о том, как муравьи учатся, а черви принимают решения; отчего попугаи и дельфины называют друг друга по именам, а птицы репетируют свои песни во сне; почему крысы любят щекотку, а язык собаки состоит из тысячи слов. Это путешествие-исследование, будет одинаково интересно как взрослым, так и детям и заставит по-новому взглянуть на наших соседей по планете.

Ничто человеческое им не чуждо

Совсем недавно на русский язык была переведена ещё одна удивительная книга о поведении животных: "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" всемирно известного биолога Франса де Вааля (Fransiscus de Waal). Учёный на протяжении многих лет изучал жизнь человекообразных обезьян и пришёл к ошеломляющему выводу: понятия морали и нравственности присущи не только человеку. Шимпанзе утешают расстроенных сородичей, а бонобо делятся пищей и переживают утрату родственников. Разбирая весёлые и грустные примеры проявления "человеческих" качеств у приматов, автор проводит глубокий философский анализ истоков этического поведения человека и подчёркивает нашу связь с животными. Определённо, "Истоки морали" являются одной из лучших научно-популярных книг 2013 года.

Франс де Вааль. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов  (издательство "Альпина нон-фикшн").

Do you speak English?

Как вышло, что из множества языков именно английский занял господствующее положение в мире? Ответ можно найти в книге Мелвина Брэгга (Melvyn Bragg) "Приключения английского языка" от издательства "Альпина Нон-фикшн". Автор рассматривает язык, как одушевленный персонаж со своей биографией. Читатель познакомится с историей английского языка с момента его зарождения в качестве второстепенного германского диалекта до сегодняшнего триумфа, когда он стал по-настоящему глобальным средством коммуникации.

Нанотехнологии восемнадцатого века

О нанотехнологиях сегодня не говорит только ленивый. В то же время мало кто до конца понимает, что это такое и как это торжество технического прогресса может изменить нашу жизнь. Профессор Московского государственного университета Генрих Эрлих в своей книге "Золото, пуля, спасительный яд", выпущенной издательством "КоЛибри", не просто помогает разобраться в сложном мире молекулярного моделирования, но и показывает, что мы знакомы с этой темой гораздо ближе, чем может показаться.

Генрих Эрлих. Золото, пуля, спасительный яд  (издательство "КоЛибри").

Автор утверждает, что первые нанотехнологии возникли ещё 250 лет назад. В традициях лучших мировых популяризаторов науки это повествование лишено формул и сложных терминов, поэтому рассуждение будет понятно самому широкому кругу читателей.