Экстремальный холод не погубил пиявку и открыл новые горизонты для криогеники

Пиявка вида Ozobranchus jantseanus, способная выжить даже при температуре √196 градусов по Цельсию

(фото Iwate University/ PLoS ONE).

Группа японских исследователей обнаружила у одного вида пиявок способность выдерживать температуру 196 градусов ниже нуля. Животное было обнаружено внутри замороженной в жидком азоте черепахи.

Группа исследователей из Токио обнаружила, что пиявки вида Ozobranchus jantseanus способны выжить даже после погружения в жидкий азот. Эти паразиты, обитающие внутри пресноводных черепах, могут быть успешно реанимированы в течение 24 часов после охлаждения до -196 градусов по Цельсию. А при температуре -90 градусов они и вовсе способны просуществовать на протяжении трёх лет. Кстати, после размораживания пиявка с удивительной скоростью снова возвращается к обычной для неё жизни.

Такие открытия учёные сделали после того, как обнаружили живую пиявку внутри замороженной черепахи. Черепаха, разумеется, не пережила эксперимента. Большинство организмов погибает после воздействия настолько низких температур из-за вреда, причиняемого замёрзшей жидкостью клеткам тканей.

В настоящее время исследователи пытаются разгадать, какие именно механизмы помогают O. jantseanus выжить в губительных для любых других существ условиях. Возможно, разгадка этой тайны поможет при разработке методов криоконсервации − низкотемпературного хранения клеток, тканей или целых живых биологических объектов с возможностью восстановления их функций после размораживания.

"Организм пиявок обладает каким-то загадочным механизмом, препятствующим их смерти от низких температур, – говорит биохимик Такахиро Кикавада (Takahiro Kikawada). – Мне бы очень хотелось докопаться до сути этого вопроса".

Это открытие особенно интересно, потому что пиявка способна пережить экстремальные температуры без какого-либо периода акклиматизации. Причём маловероятно, что O. jantseanus сталкивается не то, что с настолько низкими температурами, а в принципе с циклом замораживания и оттаивания в своей естественной среде. Выходит, эта способность возникла не в ответ на какую-то экологическую потребность и, скорее всего, не является средством эволюции и адаптации. По мнению специалистов, вполне вероятно, что подобная толерантность к экстремальному холоду возникла в ответ на какие-то другие, ещё неизвестные, адаптации.

Исследователи сообщают, что, помимо прогресса в криогенике, знания о происхождении удивительной способности помогут в реанимации организмов, которые были заморожены под землёй в районах вечной мерзлоты, на территории Антарктики и, возможно, даже на других планетах.

Научная статья Кикавады и его коллег была опубликована в издании PLoS ONE.