Слепые мыши вновь увидели свет после введения простого лекарства

Уже через шесть часов после введения препарата слепые мыши начали реагировать на свет так же, как и зрячие

(фото Wikimedia Commons).

(фото Wikimedia Commons).

Сетчатка глаза, пятикратное увеличение
Медики из Калифорнии заметили, что после введения простейшего лекарственного препарата слепые мыши вновь стали реагировать на свет. Оказывается, химикат заставляет нечувствительные к свету клетки выполнять работу палочек и колбочек.

Лечением слепоты и возрастной деградации зрения занимаются медики по всему миру. С развитием генной терапии и прогрессивным ростом исследований стволовых клеток появилась масса новых методов, которые обещают однажды найти способ излечения недугов, лишающих людей, пожалуй, основного из чувств.

Ричард Крамер (Richard Kramer) и его коллеги из университета Калифорнии в Беркли считают, что для лечения зрения можно использовать гораздо более простые методики — к примеру, капли для глаз.

В 2012 году Крамер обнаружил, что если ввести определённый набор химических соединений в глаза слепой мыши, то её нечувствительные к свету ганглионарные клетки начинают реагировать на свет.

Фактически эти нейроны начинают выполнять работу палочек и колбочек сетчатки, когда те по какой-то причине становятся нефункциональными. Оптические сигналы перенаправляются от фоторецепторов в мозг. То есть грызуны частично восстанавливают способность воспринимать свет.

Правда, тогда возникла одна проблема: методика работала только с ультрафиолетовым светом. Теперь же Крамер и его коллеги придумали, как адаптировать её и под оптический диапазон. В новом лекарстве был уже другой химический коктейль, однако действовал он аналогичным образом. Спустя всего шесть часов после введения, слепые мыши начинали реагировать на свет так же, как и зрячие. Это, впрочем, совсем не означает, что они полностью восстановили зрение.

Когда исследователи изучили влияние препарата на клетки сетчатки более подробно, они поняли, что никакого действия на здоровые клетки он не оказывает.

"Это и есть самое интересное, — говорит Крамер. — Вполне возможно, если вы введёте этот препарат в частично повреждённый глаз, он восстановит функцию лишь нездоровых участков, а здоровые оставит нетронутыми. Пока это лишь предположение. Эксперименты для проверки этой гипотезы не проводились".

Сетчатка глаза, пятикратное увеличение

Как сообщается в пресс-релизе, простота лекарственного препарата даёт ещё одно преимущество перед более сложными технологиями, ведь любые побочные эффекты должны быть легко обратимыми.

Однако в статье журнала Neuron учёные отмечают существенные недостатки методики. К примеру, изменения в работе сетчатки глаза могут повлиять на зрительные пути таким образом, который медики пока не в состоянии предсказать. К примеру, ганглионарные клетки, непосредственно не участвующие в визуальном восприятии, могут затронуть другие функции организма, такие как чувство равновесия или циркадные ритмы.

Точно предсказать эффективность и безопасность препарата пока невозможно. До клинических испытаний ещё очень далеко — сначала исследователи протестируют препарат на более крупных млекопитающих. Впрочем, любые новые результаты обеспечат понимание того, насколько действенной может быть подобная простая в сравнении с другими методика.