Синтезированные растениями феромоны послужили ловушкой для насекомых-вредителей

Для защиты от вредителей фермеры уже много лет используют искусственные феромоны

(фото Gyorgy Csoka/Wikimedia Commons).

Для привлечения вредителей в ловушку исследователи синтезировали феромоны, производимые молью горностаевой черёмуховой

(фото Svdmolen/Wikimedia Commons).

Вместо вредоносных пестицидов учёные предлагают использовать искусственно синтезированные феромоны для отпугивания насекомых от сельскохозяйственных культур. Новая методика производства, представленная шведами, не только полностью безопасна, но и значительно более бюджетная, чем любые аналоги.

Использование пестицидов для защиты растений от насекомых вредителей — это вчерашний день. Более современная методика заключается в производстве искусственно синтезированных феромонов — продуктов секреции насекомых, которые они используют для коммуникации друг с другом.

Эти химикаты более экологически чистые, однако их производство подразумевает использование других вредных химических соединений. Теперь исследователи из университета Лунда в Швеции придумали новый метод производства искусственных феромонов, совершенно безвредный и намного более бюджетный, чем все существующие аналоги.

Биологи знают, что феромоны используются насекомыми для разных целей. Одни выделаются для привлечения половых партнёров, другие — для предупреждения товарищей об опасности. Зная об этих особенностях, фермеры используют феромоны, чтобы запутать вредителей или, например, лишить их возможности размножаться.

В поисках экологического метода производства этих соединений, ведущий автор исследования Кристер Лёфстедт (Christer Löfstedt) и его коллеги изучали на протяжении нескольких лет растения табака. Исследователи генетически модифицировали растение таким образом, чтобы оно производило феромоны, синтезируемые в природе молью горностаевой черёмуховой (Yponomeuta evonymella) и молью плодовой (Yponomeuta padella). Самки этих видов используют феромоны для привлечения самцов в период спаривания.

Затем учёные забрали экстракт полученных феромонов из растения и создали синетические аналоги двух видов. Полученные вещества протестировали на популяциях моли в естественных условиях.

Как сообщают биологи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, произведённые растением феромоны успешно заманивали насекомых в ловушку. Приманка с феромонами растительного происхождения привлекала в среднем 130 самцов на одну ловушку.

"За последнее время фермеры значительно увеличили использование феромонов для отпугивания вредителей — примерно вдвое по сравнению с тем, что было в начале XXI века. Мы предлагаем более бюджетный и безопасный метод производства того, что и так популярно в сельском хозяйстве", — сообщает Лёфстедт.

Искусственные феромоны эффективны даже в малых количествах: на один гектар земли хватит пары десятков граммов вещества. В данный момент технология заключается в экстракции феромонов из растений в лаборатории, но учёные уже думают над тем, как генетически модифицировать сельскохозяйственные культуры, чтобы они самостоятельно производили ловушки для вредителей, но не теряли при этом полезных для человека свойств.