Бионическое устройство подарило барабанщику сверхчеловеческие способности

Джейсон Барнс потерял часть руки в результате несчастного случая, но всё равно не оставлял мечты стать профессиональным барабанщиком

Джейсон Барнс потерял часть руки в результате несчастного случая, но всё равно не оставлял мечты стать профессиональным барабанщиком
(фото Georgia Institute of Technology).

Устройство надевается на руку и позволяет управлять двумя палочками. Работает оно так: одна палочка повинуется сокращению бицепсов, а вторая (на снимке) подстраивается под ритм и удваивает удар

Устройство надевается на руку и позволяет управлять двумя палочками. Работает оно так: одна палочка повинуется сокращению бицепсов, а вторая (на снимке) подстраивается под ритм и удваивает удар
(фото Georgia Institute of Technology).

Профессор Джил Вайнберг (слева) √ создатель необычного бионического протеза

Профессор Джил Вайнберг (слева) √ создатель необычного бионического протеза
(фото Georgia Institute of Technology).

Джейсон Барнс потерял часть руки в результате несчастного случая, но всё равно не оставлял мечты стать профессиональным барабанщиком
Устройство надевается на руку и позволяет управлять двумя палочками. Работает оно так: одна палочка повинуется сокращению бицепсов, а вторая (на снимке) подстраивается под ритм и удваивает удар
Профессор Джил Вайнберг (слева) √ создатель необычного бионического протеза
Специалист из технологического института Джорджии создал роботизированную "руку" для барабанщика, потерявшего собственную конечность в результате несчастного случая. Это не только помогло музыканту восстановить утраченные навыки, но и приобрести новые, недостижимые для простого человека.

Инженер Джил Вайнберг (Gil Weinberg) из технологического института Джорджии некоторое время назад создал группу роботов-музыкантов в своей лаборатории. Теперь же ему удалось разработать робота, которого можно присоединить к ампутированной человеческой конечности. Бионический протез-барабанщик имеет специальные двигатели, которые могут управлять барабанными палочками. Первая палочка контролируется с помощью электромиографических датчиков мышц и подчиняется воле музыканта, а вот другая "слушает" музыку и импровизирует.

"У второй палочки есть свой собственный разум, – говорит профессор Вайнберг. – По сути, барабанщик становится киборгом. Интересно наблюдать за тем, как он играет, а часть его руки импровизирует самостоятельно".

Столь необычный протез был создан специально для Джейсона Барнса (Jason Barnes) − барабанщика, который потерял правую руку ниже локтя в результате поражения электрическим током. Студенты института музыки и медиа в Атланте (Atlanta Institute of Music and Media) создали для него первый протез сразу после аварии, но тот не отличался высокой подвижностью. Музыкант мог бить по барабанам, сгибать искусственную "руку" вверх и вниз, но не мог контролировать скорость или отскок палочки без работы запястья и пальцев. Вот тогда и вмешался Вайнберг, который создал устройство (сначала только для одной палочки) с датчиками, реагирующими на электрические импульсы бицепсов Барнса.

"Я смог играть и посылать сигналы на компьютер, который натягивает или ослабляет механизм, управляющий палочкой, и контролирует отскок", – говорит Барнс. Но Вайнберг пошёл дальше и добавил в механизм вторую палочку, наделив её "музыкальным разумом".

Профессор Джил Вайнберг (слева) √ создатель необычного бионического протеза
(фото Georgia Institute of Technology).

"Протез позволяет Джейсону полностью контролировать палочку, когда он этого захочет, – рассказывает изобретатель. – Или же он может позволить ей играть самой на свой страх и риск, а потом удивляться результату".

Независимо от того, использует ли он дополнительную палочку или нет, новый протез уже дал Барнсу такие возможности, которых он не имел до ампутации. Но для Вайнберга это только начало. Он использует грант Национального научного фонда (IIS — 1345006), чтобы расширить данную технологию.

"Музыка очень чувствительна ко времени. Вы можете услышать разницу между двумя ударами, даже если она составила лишь несколько миллисекунд, – говорит Вайнберг. – Если мы сможем использовать механизм, который изучит движения мышц Джейсона, а может, даже его мозговую деятельность, чтобы понять, когда он намерен ударить палочкой, то обе руки однажды могут быть полностью синхронизированы".

Устройство надевается на руку и позволяет управлять двумя палочками. Работает оно так: одна палочка повинуется сокращению бицепсов, а вторая (на снимке) подстраивается под ритм и удваивает удар
(фото Georgia Institute of Technology).

По словам учёного, такая технология в будущем может быть использована во многих сферах. Например, можно создать третью руку, которая будет помогать хирургам во время сложных операций или же астронавтам в космических работах.

Барабанщик Барнс тем временем планирует дебютировать 22 марта 2014 года на концерте Фестиваля науки в Атланте (Atlanta Science Festival). Возможно, что он выступит вместе с другими творениями Вайнберга, например, с танцующим роботом по имени Шими (Shimi).

Также по теме:
В Италии протестировали бионический протез для полноценного осязания
Новый бионический протез вернёт пациентам чувство осязания
Американцы испытали роборуку, повинующуюся мыслям парализованного человека
Новая технология передаст ощущения прикосновения через протез
Новый компактный бионический глаз заряжается на свету
Видео: Обладатель бионического протеза приехал в Москву