Найдены окаменелости палочника, передразнивающего растение эпохи динозавров

Слева: представитель вида Cretophasmomima melanogramma, справа - Membranifolia admirabilis

(фото O. Bethoux, F. Jacques).

Древнейшие насекомые-палочники, делившие нашу планету с динозаврами, уже миллионы лет назад развили механизмы защиты, заключающиеся в имитации окружающей среды. Об этом свидетельствуют останки трёх представителей вида Cretophasmomima melanogramma, обнаруженные на территории Внутренней Монголии.

Многие виды насекомых в ходе эволюции развили различные защитные механизмы, в том числе способность визуально сливаться с окружающей средой. Так, например, палочники или привиденьевые (Phasmatodea) успешно мимикрируют под части растений. Однако о происхождении такого механизма защиты от чужих глаз учёным было известно немного, из-за скудного количества ископаемых данных, показывающих подобную адаптацию.

Но некоторое время назад палеонтологам удалось обнаружить три ископаемых образца представителей древнейшего вида Cretophasmomima melanogramma (что означает "древнее чёрное насекомое-палочник") – останки запечатлели двух самцов и одну самку. Находка была сделана во Внутренней Монголии, на территории, некогда принадлежавшей провинции Жэхэ. Эта биота славится многочисленными ископаемыми оперённых динозавров и древних птиц.

Оказалось, что даже эти древние палочники уже обладали адаптивными возможностями – они имитировали внешний вид растений того периода, произраставших в той же местности. Кстати, как оказалось, эти окаменелые насекомые запечатлены также в не изученных экспертами образцах, хранящихся в палеонтологических музеях Франции и Китая.

Размер древних палочников составлял 7 сантиметров от хвоста до кончика антенны. Крылья C. melanogramma имели параллельные тёмные полосы. Вероятно, когда они находились в состоянии покоя, то принимали языкообразную форму, закрывая брюшко насекомого. Внешне крылья напоминают листья одного из древнейших предков гинкговых растений: их ископаемые останки, найденные в том же регионе, характеризуются похожей формой и такими же продольными полосами. Авторы считают, что именно это растение послужило образцом для эволюции маскировки древнего палочника.

"Предки современных насекомых обманывали предков современных животных уже 126 миллионов лет назад, маскируясь под листья и ветки, – рассказывает Оливье Бету (Olivier Béthoux) из университета Сорбонны, один из авторов исследования. – Нынешнее открытие показывает, что мимикрия этих насекомых возникла задолго до появления цветковых растений".

Ранее считалось, что адаптивный механизм палочников развился именно с появлением большого количества видов цветов – то есть около 100 миллионов лет назад.

Найденные окаменелости показывают, что мимикрия – защитная стратегия, которая осуществлялась некоторыми насекомыми ещё в раннем меловом периоде. Однако у древних видов отсутствуют некоторые особенности, свойственные современным насекомым, – например, изогнутые части передних лапок, позволяющие спрятать голову.

Находка также свидетельствует о том, что мимикрия под листья появилась раньше, чем мимикрия под веточки и кору деревьев. Вероятно, формирование новых защитных функций было спровоцировано появлением новых видов небольших насекомоядных птиц и млекопитающих.

Сегодня на нашей планете существует по меньшей мере 3 тысячи видов приведеньевых – отличное доказательство того, что имитация растений является не только искренней формой лести, но и способом добиться успеха и выжить.

Подробности исследования опубликованы в журнале PLoS ONE.