На МКС будет изучено влияние жизни в космосе на иммунные клетки человека

В ходе эксперимент CellBox Mission будет выяснено, как клетки человеческой иммунной системы (фагоциты) реагируют на микрогравитацию

(фото Svantje Tauber, Anatomisches Institute).

Клетки и оборудование для эксперимента были доставлены космическим кораблём Dragon, который успешно пристыковался к МКС 20 апреля 2014 года

(фото NASA).

На Международной космической станции стартует эксперимент CellBox Mission. Всё оборудование, необходимое для его проведения, было доставлено два дня назад грузовым кораблём Dragon. Цель миссии — изучение реакции иммунной системы человека на состояние невесомости.

Влияние невесомости на человеческие мышцы, кости и суставы, а также на мозг и гены было тщательно изучено. Однако пребывание в космическом пространстве ослабляет и иммунную систему. При этом никто не знает, каким именно образом наши клетки страдают в долгосрочной перспективе из-за воздействия невесомости.

В ходе нового эксперимента, получившего название CellBox Mission, исследователи попытаются найти ответ на этот вопрос.

Эксперимент будет проводиться на Международной космической станции. Всё необходимое для него (в том числе живые иммунные клетки) доставил космический корабль Dragon SpaceX, который пришвартовался к МКС 20 апреля 2014 года.

(фото NASA).

Исследование будет проводить группа исследователей из института анатомии Цюрихского университета, работающая под руководством профессора Оливера Ульриха (Oliver Ullrich).

Науке уже известно, что иммунная система теряет часть своих функций после длительного пребывания человека в невесомости. В частности, клетки, защищающие наш организм от вредных чужеродных частиц — фагоциты перестают работать должным образом.

Именно на фагоцитах и будет фокусироваться эксперимент, в особенности на реакции на невесомость их цитоскелета и молекул, имеющих важное значение для клеточной связи.

В ходе параболических полётов, во время которых имитируется состояние невесомости, учёные обнаружили, что клетки человеческой иммунной системы реагируют на отсутствие гравитации даже в течение 22 секунд. Основные молекулярные функции тут же нарушаются.

(фото Svantje Tauber, Anatomisches Institute).

"Проведение исследования на МКС можно сравнить с тем, словно вы изучаете много деревьев одно за другим, а потом вдруг поднимаетесь на гору и видите весь лес, – объясняет профессор Ульрих. – Однако эксперимент поможет не только углубиться в современную биологию человека и оценить риски для будущих участников космических полётов. Мы также надеемся обнаружить, как определённые условия (например, сила тяжести) влияют на развитие комплексной многоклеточной жизни".

Возможно, в конце концов выяснится, что Земля является идеальным местом для развития жизни. А может, клетки смогут адаптироваться к окружающей среде даже в космосе.

"Проведение исследований в космическом пространстве поможет нам лучше понять жизнь на нашей планете", – резюмирует Ульрих.