Детские рисунки указывают на уровень интеллекта

Примеры детских рисунков, собранных в ходе тестирования

(фото Twins Early Development Study, King's College London).

Британские учёные уверены: рисунки четырёхлетних детей являются показателем их будущего интеллекта. Такие выводы были сделаны после долгосрочного эксперимента с участием 15 тысяч близнецов.

Исследование специалистов Королевского колледжа в Лондоне показало: то, как четырёхлетние дети рисуют, является показателем их интеллекта в 14 лет.

Специалисты изучили 7752 пары близнецов (как однояйцевых, так и разнояйцовых) и обнаружили связь между детскими рисунками и дальнейшим интеллектуальным развитием под влиянием генов.

В возрасте 4 лет родители этих детей попросили их нарисовать картинку с ребёнком. Каждый рисунок был оценен по шкале от 0 до 12 в зависимости от наличия и правильного расположения частей тела (головы, глаз, носа, рта, ушей, волос, тела, рук и т.д.). Например, рисунок, на котором был изображён человечек с двумя ногами, двумя руками, телом и головой, однако без черт лица, набирал 4 балла. Дети также прошли устные и невербальные тесты на интеллект – как в возрасте 4 лет, так и позднее, в возрасте 14 лет.

Исследователи обнаружили, что чем выше балл набрали дети во время теста с рисунками, тем выше был их интеллект (как в детском, так и в подростковом возрасте). Корреляция между рисунком и интеллектом была небольшая – 0,33 в 4 года и 0,20 в 14 лет.

"Данный тест, который называется Draw-a-Child Test, был разработан ещё в 1920-х годах для оценки детского интеллекта, – рассказывает доктор Розалинда Арден (Rosalind Arden), ведущий автор исследования. – Однако всегда считалось, что рисунок – это показатель интеллекта четырёхлетнего ребёнка. То, что результаты теста коррелируют с интеллектом через десять лет, было для нас неожиданностью.

Корреляция умеренная, так что наши результаты интересны – но это не означает, что родителям нужно начинать беспокоиться, если их ребёнок рисует плохо. Способности к рисованию не определяют интеллект, существует бесчисленное множество факторов, начиная от генетики и заканчивая экологией, которые определяют интеллект в дальнейшей жизни".

Исследователи также обратили внимание на похожесть рисунков близнецов. Однояйцевые близнецы имеют почти полностью одинаковые гены, в то время как двойняшки, появившиеся из разных яйцеклеток, – всего около 50% общих генов, но при этом каждая пара близнецов воспитывается в одинаковых условиях и имеет доступ к одним и тем же материалам.

В целом, в возрасте 4 лет рисунки однояйцевых близнецов были более похожи друг на друга, нежели рисунки пар неидентичных близнецов. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют важную генетическую основу.

"Это не означает, что у ребёнка непременно есть какой-то ген, ответственный за способности к рисованию. – объясняет Арден. – Такая способность проистекает из множества других способностей, например, к наблюдению или владению карандашом. Мы далеки от понимания того, как гены влияют на все эти различные типы поведения.

Рисование появилось 15 тысяч лет назад. Через рисунок человек пытался показать, о чем он думает и мечтает, другим людям. Эта способность воспроизводить является признаком когнитивных способностей. Аналогичным образом и письмо, которое трансформирует способность человека для хранения информации и построения цивилизации".