Телескоп с глазом мухи будет наблюдать за угрожающими Земле астероидами

Телескоп Flyeye предназначен для обнаружения астероидов, представляющих потенциальную опасность для Земли

(иллюстрация ESA/P.Carril).

Конструкция нового телескопа создана по образу и подобию глаза мухи

(фото ESA/Compagnia Generale dello Spazio CGS).

Конструкция нового телескопа создана по образу и подобию глаза мухи
Европейское космическое агентство создало телескоп с 16 линзами и очень широким полем зрения по образу и подобию глаза мухи. Он будет следить за небесами и пытаться выявить астероидную угрозу.

Одной из особенностей мухи является то, что убить её на деле гораздо сложнее, чем кажется. Во многом это объясняется необычным строением глаз насекомого, которые в состоянии засечь движение в очень широком поле зрения. Именно вдохновившись глазами обыкновенной мухи, специалисты Европейского космического агентства (ESA) создали свой новый телескоп, который получил название "Глаз мухи" (Flyeye). Необычная технология пригодится для быстрого обнаружения астероидной угрозы, так как она может прийти из любой области небес.

Перспектива падения астероида на Землю тревожит многих – не только ESA, но и NASA, и даже частные компании заинтересованы в выявлении потенциальных угроз. Идеальным решением мог бы стать телескоп, который мог бы постоянно сканировать небеса. Однако они слишком обширны, и велик шанс, что приближающийся астероид будет обделён вниманием техники и обслуживающих её специалистов. Это немного похоже на смотровую вышку судна: один человек не может следить за всем горизонтом, но у целой команды больше шансов на успех.

В случае охоты на астероиды, наблюдателями должна быть глобальная сеть телескопов, ведь цели слишком слабы и малы, чтобы быть замеченными невооружённым глазом. Однако такая сеть – это фантастически дорого, к тому же не любой телескоп подходит для подобного рода охоты. Обычные телескопы хороши для захвата отдельных изображений, однако охотник за астероидами должен отслеживать движение объектов по небу.

(иллюстрация ESA/P.Carril).

Подход ESA к проблеме заключается в создании автоматизированного телескопа. Как и в случае глаза мухи, его поле обзора разбито на 16 изображений. Это означает, что он не будет отличаться хорошим зрением, но будет захватывать большую дугу неба и сможет эффективно обнаруживать движение. И сфера, и глаз мухи получают "видео" с низким разрешением – изображение напоминает нагромождение крупных пикселей. Понять, что происходит, почти невозможно, но не в том случае, когда по изображению движется некий объект.

Новый телескоп будет работать без оператора, являться модульным устройством, предназначенным для массового производства, что снизит затраты на строительство, поддержание и эксплуатацию сети. Разрешение телескопа Fleye составляет около одного метра и охватывает поле зрения эквивалентное примерно тринадцати диаметрам Луны (если смотреть с Земли).

Телескоп дает очень хорошую обзорность, практически 45 градусов. 16 отдельных камер в телескопе собирают картинку воедино.

Конструкция нового телескопа создана по образу и подобию глаза мухи
(фото ESA/Compagnia Generale dello Spazio CGS).

Такого разрешения недостаточно, чтобы изучить астероид или его траекторию, но довольно, чтобы предупредить астрономов о потенциальной опасности. ESA не считает Flyeye идеальным решением для борьбы с астероидной угрозой, но представители компании уверены: это способ находить все объекты, не превышающие по диаметру 40 метров и расположенные на расстоянии четырёх недель воздействия.

В середине 2014 года Европейское космическое агентство заключило контракт на $1 миллион (около 38 миллионов рублей) с несколькими крупными европейскими компаниями на создание самого продвинутого и передового телескопа. В дальнейшем предусмотрено и несколько дополнительных контрактов на сумму в размере около 10 миллионов долларов (376,5 миллионов рублей) на постройку и установку революционного телескопа. Данный прототип является частью программы ESA – сети по слежению за космическими угрозами SSA.

"Развитие первого оптического датчика является фундаментальным шагом к участию Европы в защите нашей планеты от возможности столкновений с опасными объектами. – комментирует Николас Бобрински (Nicolas Bobrinsky), руководитель программы SSA.