Голодные самки богомола привлекают больше самцов

Голодных самок богомола P. albofimbriata учёные даже окрестили "роковыми женщинами"

(фото Macquarie University).

Голодные самки богомола откусывают своему потенциальному партнёру не только голову, но и верхние конечности, а после непродолжительной борьбы сжирают его полностью

(Wikimedia Commons).

Самки богомолов часто сжирают партнёров заживо после успешного спаривания. Но, несмотря на то, что ухажёров ждёт неминуемая смерть, голодные самки всё же привлекают больше самцов. Выводы нового исследования бросают вызов традиционным представлениям энтомологов.

Известнейший пример каннибализма в животном мире — привычка самок богомола откусывать голову своему половому партнёру сразу после спаривания. Жестокое половое поведение, как выяснили зоологи, обусловлено тем, что таким образом самки не только обеспечивают свой организм на время беременности родственным белком, но иногда и провоцируют обезглавливанием выброс семени.

Выгода для самок отряда Mantodea вполне ясна, равно как и понятно, чем такое поведение обусловлено с точки зрения эволюции. Однако теперь учёные решили разобраться в том, как ведут себя половозрелые самцы, и пытаются ли они как-либо избежать горькой участи, ведь летальным исходом половое спаривание оканчивается лишь в половине случаев.

Кэтрин Бэрри (Katherine Barry), эволюционный биолог из университета Маккуори в Австралии, вместе со своими коллегами провела исследование, результаты которого описала в статье журнала Proceedings of the Royal Society B. Зоологи выяснили, что самцы не только не пытаются избежать "казни", но напротив, конкурируют за голодных самок. Новые выводы противоречат традиционному представлению энтомологов.

Так, науке было известно, что самки богомолов вида Pseudomantis albofimbriata привлекают самцов с помощью феромонов. Когда находится половой партнёр, они нередко пожирают его даже перед спариванием, а не после него. До сих пор учёные предполагали, что самки, которые хорошо питаются и могут производить больше здорового потомства, привлекают больше самцов. Но оказалось, что эта гипотеза ошибочна.

Бэрри предположила, что самки, которые голодают, выпускают больше феромонов, потому что сильнее рискуют по сравнению с сытыми и здоровыми конкурентками. Привлекая самцов, голодающие самки P. albofimbriata решают таким образом проблему нехватки пищи.

Чтобы проверить эту идею, Бэрри и её коллеги поймали несколько самок богомола и поместили их в сетчатую клетку. В отдельной клетке сидели самцы. Самок исследователи кормили по-разному, в результате чего появилось четыре группы — сытые, умеренно питающиеся, недостаточно питающиеся и голодные. Спустя несколько дней учёные поместили насекомых обоих полов в одну клетку и подсчитали, представительницы какой группы имеют больший успех у поклонников.

Анализ данных показал, что самцы чаще совершали попытки спариться с самками из группы "сытые", чем с теми, кто питался умеренно или недостаточно. Но большим сюрпризом для зоологов стало то, что голодные партнёрши пользовались вдвое большей популярностью, чем сытые.

Как поясняет Бэрри в пресс-релизе, эти данные противоречат общепринятым теориям об эволюционно сформированном половом поведении, поскольку голодные самки производят очень небольшое количество яиц и имеют меньше всего шансов обрести здоровое потомство.

Судя по всему, вместо этого они сосредоточивают силы своего организма на производстве феромонов, чтобы привлечь максимум потенциальных партнёров. Их они поедают и "переходят" в категорию сытых, тем самым обретая шанс на рождение здоровых отпрысков.

Бэрри также добавила, что процесс жестокой расправы голодных самок над партнёрами несколько отличается от того, который наблюдался у сытых самок. Что происходит у последних, мы уже описали выше. Первые же откусывают самцу не только голову, но и передние конечности, усложняя ему тем самым задачу по принудительному спариванию. Тут стоит отметить, что жизнь самца богомола с потерей головы не заканчивается — у него есть дополнительный мозг в брюшной полости.

После продолжительной борьбы интересов (самка хочет съесть самца, а тот всё-таки хочет спариться) жестокая сцена, как правило, заканчивается победой голодной представительницы прекрасного пола. Окончательно убедившись в своей победе, самка P. albofimbriata пожирает своего партнёра полностью.