Неандертальцы носили орлиные когти как украшение 130 тысяч лет назад

Когти орланов-белохвостов возрастом 130 тысяч лет, найденные на месте стоянки крапинских неандертальцев, могут быть частями примитивного украшения

(фото Luka Mjeda, Zagreb).

На одном из когтей сохранились три отметины: (а) и (c) короткие насечки, (b) длинная насечка, прерванная отверстием. Также на поверхности когтя сохранились следы шлифовки

(фото Davorka Radovčić et al.).

Новый анализ обнаруженных когтей орланов-белохвостов показал, что они могли быть частью украшения, изготовленного неандертальцами за 80 тысяч лет до появления современного человека в Европе. Результаты ещё раз доказывают, что неандертальцы развивались по тому же пути, что и человек разумный.

Со времён открытия неандертальца или человека неандертальского (Homo neanderthalensis) в середине XIX века довольно долго было принято считать его примитивным видом, не способным далеко продвинуться в "творческой" мысли, в отличие от человека разумного (Homo sapiens). Но в последнее время благодаря как новым находкам, так и анализу уже давно известных артефактов, учёные начали в корне менять устоявшееся мнение.

Годы раскопок и исследований показали, что неандертальцы могли членораздельно разговаривать, изготавливали незамысловатые орудия труда, оружие и украшения, создавали наскальные изображения, разбирались в лекарственных свойствах растений, хоронили своих усопших. И с каждым новым артефактом растёт количество доказательств того, что неандертальцы социально развивались по тому же пути, что и Homo sapiens и имели свою довольно богатую культуру задолго до того, как первые из людей разумных пришли в Европу.

Новый анализ ожерелья из когтей орлана-белохвоста возрастом около 130 тысяч лет пополнил этот список. Исследование артефакта, обнаруженного во время раскопок 1899-1905 годов на месте стоянки неандертальцев недалеко от города Крапина (Хорватия), было проведено специалистами из Музея естествознания в Загребе (HPM) и Института четвертичной палеонтологии и геологии (IQPG) в сотрудничестве с американским антропологом Дэвидом Фрейером (David Frayer).

Находка, которая включает в себя 8 орлиных когтей, хранится среди музейных экспонатов уже более 100 лет. Но уверенность в том, что все составляющие были обработаны неандертальцами и являются частями одного и того ожерелья, браслета или ещё какого-либо украшения, пришла к исследователям совсем недавно.

Согласно описанию, которое учёные опубликовали в издании PLOS ONE, четыре когтя имеют насечки, восемь – следы полировки или истирания, а три самых крупных – небольшие надрезы в широкой части. По мнению исследователей, все эти характерные отметины говорят о примитивной ювелирной сборке.

(фото Davorka Radovčić et al.).

"О неандертальцах часто думают, как о туповатых, невнятно бормочущих, неуклюжих дураках, — рассказывает доктор Фрейер в пресс-релизе Канзасского университета. – Но, чем больше мы о них узнаём, тем более изощрёнными они оказываются".

Известно, что неандертальцы охотились на мамонтов, бизонов и других животных ради еды. Орланы-белохвосты – это крупнейшие воздушные хищники Европы с размахом крыльев до двух метров. Для того чтобы поймать хотя бы одного из них, необходима незаурядная сноровка, которая ранее не приписывалась неандертальцам.

Для решения такой задачи нужен действительно серьёзный стимул, возможно, символического значения, хотя наверняка это пока не известно. Вероятно, неандертальцы восхищались красотой и силой величественных орланов-белохвостов или даже считали, что подобное украшение придаёт его владельцу особый статус.

"У нас нет никаких сомнений, что они сделали это, — заключает Фрейер. – Это действительно ошеломляющее открытие. Это одна из тех вещей, которые просто взялись ниоткуда. Потрясающе то, что ранее ничего подобного, что относилось бы к неандертальцам, найдено не было. И это связано с видом, который люди не любят считать человеком".