Новая система безопасности для автомобилей может предвидеть ошибки водителя

Отслеживая движения головы водителя, компьютер сможет легко догадаться о его намерениях

Отслеживая движения головы водителя, компьютер сможет легко догадаться о его намерениях
(иллюстрация Robot Learning Lab).

Учёные из Корнельского университета создали систему безопасности Brain4Cars, которая способна предугадать действия водителя за несколько секунд до того, как он их совершит. Она сможет предупредить, если человек соберётся сделать что-то неправильное.

В ближайшем будущем автомобиль сможет помогать своему владельцу во время движения на автодороге. Например, будет предупреждать водителя, если он соберётся сделать что-то неправомерное.

Исследователи из Корнельского университета разработали инструмент, который поможет обезопасить движение и снизить влияние человеческого фактора. Новая система безопасности Brain4Cars способна предугадывать действия водителя за несколько секунд до того, как он их совершит.

Некоторые автомобили уже оснащены системами безопасности, контролирующими движение машины и предупреждающими в случае, если, например, существует опасность при перестройке в другой ряд или при парковке. Однако эти предупреждения звучат слишком поздно, часто уже после того, как водитель начал опасный манёвр.

Новый компьютерный алгоритм наблюдает за языком тела и происходящим на дороге одновременно. Получаемые данные позволяют ему определить вероятность того, продолжит ли водитель движение прямо или же перестроится.

"В настоящее время существует множество систем, контролирующих происходящее за бортом автомобиля, – объясняет доцент кафедры информатики Корнельского университета Ашутош Саксена (Ashutosh Saxena). – Отслеживание движений водителя — это большой шаг вперёд".

Сочетая данные о движениях человека и получаемые с радаров или камер, обнаруживающих другие транспортные средства, новая система безопасности сможет предупреждать водителя, когда ожидаемое действие может быть опасным. Предупреждение будет выводиться как световой, звуковой или вибрационный сигнал.

"Если опасность находится слева, левая сторона рулевого колеса или сиденья может завибрировать", – предлагает аспирант Саксены Ашеш Джейн (Ashesh Jain http://asheshjain.org/), также работавший над этим проектом.

Основываясь на картах улиц и информации GPS, система может также сообщить о потенциально незаконных действиях. Например, если водитель по незнанию попытается заехать на улицу с односторонним движением в неверном направлении.

Разрабатывая свою систему, Саксена и его коллеги записали на видео действия 10 водителей, а также видео дорожной ситуации во время их движения. Всего испытуемые проехали около 2000 километров по шоссе и городу в течение двух месяцев.

Компьютер с помощью системы распознавания лиц фиксировал движения головы водителей, затем программное обеспечение училось ассоциировать их с поворотами и сменой полосы движения. Так система начала предугадывать дальнейшие действия водителей за несколько секунд.

В данный момент система способна верно предсказать действия в 77,4% случаев, в среднем за 3,53 секунды. Однако Саксена подчёркивает, что эти несколько лишних секунд на деле могут спасти человеческую жизнь.

Разработчики отмечают, что система по-прежнему нуждается в совершенствовании. Например, в 6% случаев она ошибается из-за теней от деревьев и других причуд освещения. Систему могут также ввести в заблуждения водители, активно взаимодействующие с пассажирами. Также иногда водители полагаются на кратковременную память (относительно сложившихся условий дорожного движения) и не поворачивают головы, перестраиваясь на другую полосу.

Возможно, усовершенствованная версия системы будет полагаться на движения глаз, будет оснащена инфракрасными камерами для наблюдений в ночное время и 3D-камерами для большей точности, а также различными дополнительными датчиками, например, сенсорами давления на рулевом колесе и педалях.