Болезнь Альцгеймера стала расплатой за развитие мозга древних людей

Учёные предполагают, что некоторые расстройства нервной системы стали своеобразной расплатой за развитие мозга людей

(фото ceridwen/Wikimedia Commons).

Китайские исследователи составили атлас влияния естественного отбора на эволюцию современных людей и их предков. Они обнаружили, что изменения в определённых генах сделали людей умнее, но одновременно привели к риску развития старческого слабоумия.

Новое исследование китайских учёных показало, что в период между 200 и 50 тысячами лет назад естественный отбор привёл к изменению в шести генах, участвующих в развитии мозга человека. Это вызвало увеличение числа соединений между нейронами и сделало людей умнее. Но, похоже, расплатой за более высокий интеллектуальный потенциал стала болезнь Альцгеймера, в возникновении которой оказались задействованы те же гены.

Люди являются единственным видом, подверженным нейродегенеративному заболеванию, названному в честь немецкого невролога Алоиса Альцгеймера. Эта форма старческого слабоумия отсутствует даже у близких людям высших приматов.

Очевидно, что причины появления недуга должны быть связаны с эволюцией нервной системы поздних гоминид. Кун Тан (Kun Tang) и его коллеги из Шанхайского института биологических наук (SIBS) искали следы этих преобразований в ДНК современных людей.

Для этого они изучили геномы 90 человек африканского, азиатского и европейского происхождения в поисках изменений, вызванных естественным отбором и увеличением численности населения на планете.

Чтобы отделить эти два фактора друг от друга исследователи использовали модели динамики человеческой популяции за всю её историю и выделили сегменты генома, изменения в которых по времени не были привязаны к заметным колебаниям численности.

Кроме того, учёные обратились к расшифрованным геномам трёх вымерших видов гоминид, включая неандертальца. Таким образом, им удалось составить настоящий хронологический атлас влияния естественного отбора на представителей вида Homo sapiens и их предков на протяжении последних 500 тысяч лет.

В процессе этой работы и было обнаружено, что серия генов, связанных с функционированием мозга, несёт следы древних селективных зачисток. Они, по мнению Тана, вызваны улучшением познавательных способностей, которые произошли на заре появления первых современных людей. При этом эволюция системы передачи сигналов в мозге тесно соприкасается с развитием расстройства памяти.

Предыдущие исследования уже показали обратную сторону интеллектуального превосходства человека над другими видами. Ранее было установлено, что высшие функции мозга делают людей уязвимыми к сложным когнитивным расстройствам, таким как аутизм.

Результаты нового исследования были опубликованы онлайн на сайте препринтов BioRxiv.