Короткие полуголодовки продлевают жизнь и избавляют от жира

Сокращение употребление калорий до 35-55% от нормы на четыре дня повлечёт за собой поистине чудесные эффекты. Однако похудением нужно заниматься исключительно в контакте с врачом

(фото Wikimedia Commons).

Пользу периодических полуголодовок учёные выявили, проведя эксперименты на дрожжах, мышах и людях. Эффекты очевидны

(иллюстрация Valter Longo et al./Cell Metabolism 2015/перевод Вести.Наука).

Учёные открыли, что диеты, имитирующие эффекты голодания, могут сослужить добрую службу человеческому организму. Грамотно составленный план питания поможет избавиться от жировых отложений на животе, продлить жизнь и даже повысить умственные способности.

Команда исследователей из университета Южной Калифорнии во главе с Вальтером Лонго (Valter Longo) доказала многогранную пользу диет, имитирующих эффекты голодания. Согласно новым выводам, такой необычный режим питания позволяет избавиться от жира в области живота, продлить жизнь и даже повысить интеллектуальный уровень.

В рамках своей работы Лонго и его коллеги показали, что регулярные циклы четырёхдневных низкокалорийных диет, имитирующих голодание, сокращают количество висцерального (внутреннего, не подкожного) жира на животе и увеличивают уровень стволовых клеток в некоторых органах, включая головной мозг. Последнее стимулирует процесс нейронной регенерации и улучшает память и процессы обучения.

Эксперименты, продемонстрировавшие пользу регулярных полуголодовок, проводились на мышах и были частью трёхуровневого исследования положительных эффектов подобных диет. Также испытания проводились на дрожжах и добровольцах.

Опыты на дрожжах позволили учёным понять, какие процессы запускают регулярные полуголодовки на клеточном уровне. За мышами решили последить в силу того, что их относительно короткая продолжительность жизни позволяет определить пользу или вред от диеты в долгосрочной перспективе. Испытания с участием добровольцев помогли понять, что все предыдущие выводы применимы и к людям.

В итоге исследователи выяснили, что если начиная со зрелого возраста раз в два месяца устраивать себе четырёхдневные полуголодовки (а точнее садиться на специальные диеты, их имитирующие), то снижается риск заболевания раком, повышается эффективность работы иммунной системы, замедляется потеря минеральной плотности костной ткани и улучшаются когнитивные навыки (умственные способности).

Примечательно, что контрольная группа также придерживалась диеты, но уже более мягкой, и месячное потребление калорий совпадало как у тех, кто четыре дня голодал, так и у тех, кто питался в обычном режиме. Поэтому, отмечают учёные, чудодейственный эффект объясняется вовсе не сокращённым "энергопотреблением".

"Придерживаться принципов голодания не только сложно, но и опасно, если не находиться постоянно под наблюдением врачей. Поэтому мы разработали комплексную диету, которая запускает те же эффекты в организме, но при этом действует намного безопаснее", — говорит Лонго.

Диета подразумевает снижение употребления калорий в сутки до 34-54% от нормы. При этом должен соблюдаться особый баланс белков, жиров, углеводов и микроэлементов. Такой режим приводит к снижению уровня инсулиноподобного фактора роста 1, который отвечает за рост организма в юном возрасте, но также позднее участвует и в процессе старения и образования раковых опухолей. Диета также провоцирует увеличение уровня гормона IGFBP, который является белком-носителем ИФР-1.

К тому же, кратковременная низкокалорийная диета привела к снижению риска развития диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Большим плюсом можно считать тот факт, что мышцы и костная ткань не пострадали от сокращения энергопотребления.

(иллюстрация Valter Longo et al./Cell Metabolism 2015/перевод Вести.Наука).

"Подобные диеты отвечают за перепрограммирование организма, когда тот медленно входит в фазу старения. В отличие от большинства диет нашего режима питания не нужно придерживаться всю жизнь — достаточно лишь раз в два месяца "сажать" себя на имитирующую голодовку диету", — поясняет Лонго.

Голодовка действительно имеет положительный эффект в долгосрочной перспективе: по окончании эксперимента представители основной группы вернулись к своему обычному режиму питания (который был далёк от идеальной сбалансированной диеты в большинстве случаев) и ещё два месяца наблюдали положительные изменения в своём организме.

Лонго и его коллеги рекомендуют определить для себя частоту голодовок индивидуально: чем больше жира в брюшной полости, тем чаще нужно садиться на четырёхдневную диету. Здоровому человеку подойдёт режим "голодовка раз в 3-6 месяцев". Для пациентов, страдающих ожирением, и людей, подверженных развитию различных заболеваний, голодать может быть полезно раз в две-три недели. В любом случае, решение необходимо принимать исключительно вместе с врачом.

Также учёные отметили, что людям, чей индекс массы тела составляет менее 18, подобные диеты противопоказаны.

Напомним, что ранее Лонго и его коллеги опровергли пользу белковых диет и даже доказали, что они могут быть вреднее, чем курение.

Результаты последнего исследования описаны в подробностях в статье журнала Cell Metabolism.