Исследователи разобрались в пугающей природе крика

В отличие от обычной речи, активизирующей лишь слуховую кору головного мозга, крик воздействует на те области, что отвечают за страх и гнев

В отличие от обычной речи, активизирующей лишь слуховую кору головного мозга, крик воздействует на те области, что отвечают за страх и гнев
(иллюстрация Edvard Munch).

Американские ученые определили, что крик человека настолько мощный, что способен мгновенно активизировать схему страха в головном мозге.

Американские исследователи решили разобраться в том, почему человеческий крик настолько страшен для тех, кто его слышит. Они пришли к выводам, что этот звук настолько мощен, что мгновенно активизирует схему страха в головном мозге. По словам специалистов, крик характеризуется быстрым изменением громкости звука, а его подробное изучение может привести к созданию усовершенствованных сигналов тревоги.

"Каждый человек скажет вам, что крик отличается от обычной речи в первую очередь громкостью, – говорит старший автор научной работы невролог Дэвид Поппел (David Poeppel) из Нью-Йоркского университета. – Однако на деле есть множество других аспектов, например, высокая тональность, которые делают крик действительно полезным в коммуникативном контексте".

Чтобы выяснить, что делает крик уникальным, Поппел и его ученик Люк Арналь (Luc Arnal), в настоящее время сотрудничающий с Женевским университетом, зафиксировали звуковые волны криков с нескольких видео на YouTube, из популярных фильмов, а также записали крики нескольких добровольцев. Исследователи утверждают, что крики занимают отдельный участок акустического спектра человека, совершенно отличающийся от тех участков, что отвечают за обыкновенную речь.

После этого ученые определили, как крики обрабатываются головным мозгом.

"Мы обнаружили, что крик вызывает реакцию и обособленного участка слухового спектра, причем эта область полностью уникальна, ее не активизируют никакие другие звуки, – подчеркнул Поппел. – В серии экспериментов мы сравнивали воздействие на мозг криков, речи и пения, причем на разных языках, и не нашли ничего общего. Единственным исключением оказались сигналы тревоги, автосигнализации: они активировали ряд участков, отведенных для реакции на крики".

Исследователи отметили, что частота обычной человеческой речи меняется всего на 4-5 герц в ходе разговора, а вот крик очень быстро может перескочить на 30 или даже на 150 герц. Это явление тоже получило название — "шероховатости". Они обрабатываются в миндалевидном теле  – области мозга, которая связана с обработкой и выражением гнева и страха. Большинство других звуков, в свою очередь, активируют лишь слуховую кору головного мозга.

Так как люди по всему миру одинаково реагируют на крики, вероятнее всего, способность таким образом обнаруживать опасность возникла еще у наших предков-приматов. Многие другие животные, даже не относящиеся к отряду приматов, также используют подобные вокализации.

"Наши результаты показывают, что сигналы тревоги могут быть дополнительно улучшены, – комментирует Арналь. – Все мы знаем, что к природному газу сегодня добавляют неприятный запах для того, чтобы его было легче обнаружить. Если мы добавим к сигналам тревоги такие "шероховатости", то это улучшит и ускорит их обработку мозгом".

Поппел добавляет, что хотел бы изучить реакцию головного мозга не только на крики ужаса, но и на другие виды криков – например, на крики страсти, крики болельщиков на спортивных состязаниях или крики младенцев, чтобы понять, каким образом они активируют области нашего мозга.

Подробнее о крике можно узнать, ознакомившись с научной статьей Поппела и Арналя, опубликованной в издании Current Biology.