Глобальное потепление привело к укорачиванию языков у шмелей

Шмели больше не опыляют цветы со слишком глубокими чашечками

(фото Candace Galen).

Энтомологи заметили, что язычки двух видов шмелей оказались на четверть короче, чем сорок лет назад. Этот феномен — следствие эволюционной адаптации насекомых к новым климатическим условиям их ареалов обитания, утверждают учёные.

Учёные заметили, что язычки двух видов шмелей оказались на четверть короче, чем сорок лет назад. Этот феномен — следствие эволюционной адаптации насекомых к новым климатическим условиям их ареалов обитания, утверждают энтомологи.

Дело в том, что глобальное потепление привело к изменениям в строении полевых цветов, которые опыляют шмели. О своих выводах исследователи рассказали в статье, опубликованной в журнале Science.

У одного из исследуемых видов язык размером с половину длины тела. Но из-за того, что количество цветов с глубокими чашечками стремительно сокращается, у насекомых больше нет потребности в такой длине языка. Более того, работа с этим органом таких внушительных размеров требует массы энергетических затрат, и потому в ходе эволюции у пчёл длина языка заметно сократилась.

"Укороченный язык позволяет шмелям посетить большее количество цветов", — поясняет ведущий автор исследования Николь Миллер-Штрутман (Nicole Miller-Struttmann) из Нью-Йоркского университета.

Биологи уже изучили то, как изменения в экологии планеты влияют на поведение животных, однако новое исследование стало первым доказательством того, как климатические изменения влияют на физиологию и эволюцию насекомых.

Наблюдение за пчёлами, обитающими на горных вершинах, показало, что наиболее сильные изменения произошли в физиологии шмеля вида Bombus balteatus: длина его языка сократилась с 50% от длины тела до 20%.

Расчёты показали, что с 1960-х годов территория, на которой обитают эти шмели, нагрелась в среднем на 3,6 градуса по Цельсию, в результате чего изменилось количество опыляемых цветов. Учёные уверены, что эти изменения — результат именно глобального потепления, а не воздействия пестицидов и инсектицидов, поскольку последних в диких регионах практически нет.

Получается замкнутый круг: из-за того что шмели больше не опыляют некоторые цветы с глубокими чашечками, количество последних может значительно сократиться (вплоть до полного исчезновения) уже в ближайшие годы. Это будет большим ударом по биоразнообразию, утверждают энтомологи.