В Москве открылась выставка "Скетчей науки" нобелевских лауреатов

Именитый немецкий фотограф попросил нобелевских лауреатов рисунком на ватмане объяснить, за что им дали главную научную премию мира. Жорес Алфёров также принял участие в проекте. Что из этого вышло, до 30 октября можно увидеть на третьей линии ГУМа.

22 октября в рамках V Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ в ГУМе состоялось торжественное открытие интерактивной выставки "Скетчи науки". Знаменитая фотосессия Нобелевских лауреатов в области физики, химии, физиологии и медицины была придумана и реализована бывшим биологом, а ныне известным немецким фотографом Фолькером Штегером (Volker Steger). Фотографии хранятся в Нобелевском музее (Nobel Museum) в Стокгольме, но периодически выезжают за рубеж.

Портретная галерея показывает, как лауреаты самой престижной премии в области науки представляют свои открытия в виде рисунков. Фолькер Штегер создал большую часть портретов на традиционной ежегодной встрече нобелевских лауреатов, проводимой в Линдау, Германия.

Штегер заранее не озвучивал свою идею никому из именитых учёных и лишь при личной встрече просил каждого нарисовать на листе ватмана рисунок на тему "за что вы получили премию". По задумке художника рисунок должен был родиться спонтанно.

Торжественное открытие выставки проходило на третьей линии ГУМа, где был заранее установлен главный сюрприз вечера — под занавесом был спрятан новый "скетч" (от английского sketch — набросок).

После приветственных слов и традиционного перерезания ленточки перед гостями вечера и посетителями ГУМа предстал скетч лауреата Нобелевской премии академика Российской академии наук Жореса Ивановича Алферова.

Фотопортрет специально подготовлен к выставке в Москве и впервые был представлен широкой публике. С этого дня выставка продолжит путешествие по миру с портретом российского учёного.

Как рассказал Фолькер Штегер, ради этой работы он приехал в Санкт-Петербург. Портрет снимали на даче учёного, белый лист фона держал шофёр.

"Идея выставки основывается на понимании важности международного научного сотрудничества для укрепления всеобщего мира и процветания. Редкий случай, когда можно увидеть авторскую работу лауреата Нобелевской премии на одном рисунке и прекрасные фотографии самих лауреатов, – сказал на открытии выставки Сергей Салихов, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации. – Здорово, что мы это делаем именно на Красной площади, в сердце Москвы. Каждый желающий может сюда зайти, посмотреть экспозицию и понять, что наука – это не только интересно, не только увлекательно, но ещё и красиво".

На церемонии открытия Штегер провёл мини-экскурсию по галерее фотопортретов и рассказал немного об истории создания некоторых из них.

Так, когда к нему пришёл Тимоти Хант (медицина, 2001 год) сказал, что он подпрыгнет, но только два раза. В первый раз голова нобелевского лауреата оказалась вне кадра, так как Штегер слишком поздно спустил затвор камеры, а вторую попытку можно увидеть в галерее на третьей линии ГУМа.

О работе с Джорджем Смутом (физика, 2006 год): "На этом рисунке вся Вселенная! Вау! Смут хочет поставить рисунок на плечо, подобно Атланту, подпиравшему небесный свод. Но с бумагой это не получается, она недостаточно плотная, и мы решаем, что ещё придумать для фото. Спрашиваю Смута, а где мы на его рисунке. Он тычет пальцем в центр, куда-то ближе к Солнцу. "Здесь вы?" — "Нет, — говорит он, — здесь наблюдатель, он всегда находится в центре!".

О работе с Франсуазей Барре-Синусси (медицина, 2008 год) Штегер рассказал, что она нарисовала вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и улыбнулась в камеру. Тогда фотограф вспомнил фразу разделившего с ней премию Люка Монтанье, о том, что нельзя улыбаться, когда имеешь дело с чем-то столь серьёзным. На это Барре-Синусси ответила, что нельзя не улыбаться 25 лет.

А вот ещё одна дама нобелевский лауреат Кристиана Нюсляйн-Фольхард (физиология и медицина, 1995 год) была не столь любезна со Штегером. Она честно призналась, что считает проект глупым, однако рисунок всё же нарисовала и перед камерой попозировала. На вопрос, почему бы не прогнать неприятных ей гостей взашей, она ответила, что куда проще сделать то, что они хотят.

Роальд Хоффман (химия, 1981 год) на своем скетче неожиданно написал стихи об отношении мужского и женского полов и химии, а Леон Ледерман (физика, 1988 год) изобразил на своём скетче банкет по случаю награждения и неожиданно пришедшую жену. Через год Штегер выяснил, что Ледерман с ней развёлся и женился на другой.

Кстати, за всю историю проекта лишь двое из ста приглашённых учёных отказались участвовать в нём, и это притом, что в большинстве случаев у них не было второй попытки нарисовать скетч. Только Роберт Кёрл (химия, 1996 год) попросил второй лист ватмана, так как ему не хватило поверхности одного.

Как подчеркивает Штегер, все рисунки получились индивидуальными, такими же как и сами лауреаты. Корреспондент "Вести.Наука" поинтересовался, где хранятся скетчи, которые нарисовали нобелевские лауреаты? Фотограф с улыбкой ответил, что пока под его кроватью, но он собирается отправить их в Нобелевский музей в Стокгольм.

На выставке в ГУМе присутствуют не только фотопортреты и краткие описания истории их создания. Также все желающие могут послушать у каждого стенда краткое интервью и описание научного открытия того или иного учёного. Таким образом на то, чтобы изучить все "скетчи", может уйти пару часов.

Добавим, что выставка бесплатна для всех желающих и продлится до 30 октября 2015 года.

Выставка уже была проведена в таких городах, как Стокгольм, Франкфурт, Берлин, Гейдельберг, Ганновер, Куала-Лумпур, Окинава, Сеул, Дэвис. Организаторы надеются, что фотогалерея нобелевских скетчей также посетит и другие города России, не только Москву.