Напечатано самое маленькое на свете изображение

Самая маленькая из напечатанных струйным принтером картин

(иллюстрация Scrona/ETH Zurich).

Технология датчан также позволяет создавать миниатюрные изображения

(фото Kristensen et al./Nature Nanotechnology).

Самая маленькая из напечатанных струйным принтером картин
Технология датчан также позволяет создавать миниатюрные изображения
Исследователи из Швейцарии установили мировой рекорд, напечатав изображение на площади с поперечное сечение человеческого волоса.

Исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и компании Scrona Ltd установили новый мировой рекорд. Они напечатали фотографию, изображающую рыбок-клоунов, плавающих возле морских анемон. Это изображение по размеру не превышает поперечное сечение человеческого волоса.

Рисунок, созданный с помощью струйного принтера посредством инновационной технологии печати 3D NanoDrip, был внесён в Книгу рекордов Гиннесса.

Один пиксель нового изображения занимает площадь 0,0092 квадратного миллиметра. Для невооружённого глаза такое изображение полностью невидимо: чтобы разглядеть его, приходится использовать специальный микроскоп.

Красочные морские рыбки-клоуны, в жизни вырастающие до 10 сантиметров, на изображении "уменьшились" до 30 мкм. При этом глубина цвета на картинке – 24 бита, что позволяет сохранять красочность.

Яркостью и детальностью изображение обязано так называемым квантовым точкам (КТ). Это наночастицы, которые излучают свет достаточно специфического цвета. Манипулируя их размером, можно свободно изменять оттенки, например, от оранжевого к жёлтому. В настоящее время подобные КТ используются в плоских дисплеях.

Чтобы создать рыбок-клоунов и морские анемоны, исследователи напечатали слои красных, зелёных и синих квантовых точек с разрешением в 10 тысяч точек на сантиметр, с расстоянием между пикселями в 500 нанометров.

До сих пор, даже с самыми передовыми полупроводниковыми технологиями, обрабатывать эти наноструктурные материалы с высокой точностью было почти невозможно. Однако технология швейцарских исследователей продемонстрировала новые возможности использования наноструктурных материалов в будущей электронике и оптике, и в особенности – в дисплеях.

К слову, на сайте Kickstarter компания Scrona запустила проект, в рамках которого предлагает всем желающим приобрести свою собственную микрофотографию с любым желаемым контентом. В комплекте к "снимку" будет также идти мощный миниатюрный микроскоп. Заказ можно сделать до 9 января 2016 года.

Добавим, что не так давно специалисты из Датского технического университета также создали самое маленькое изображение, но уже посредством лазерной печати. Его разрешение – 50800 точек на сантиметр. Картина представляет собой миниатюрную копию "Моны Лизы".

Печать микроскопического изображения потребовала особой наноструктурированной поверхности. Она состоит из рядов с наноколоннами диаметром всего 100 нанометров каждая. Затем поверхность покрывается 20 нм алюминия. Когда на столбец воздействует лазерный импульс, он локально нагревается (до 1500 градусов), в результате чего плавится и деформируется.

Данная технология может также использоваться в более широком масштабе, например, чтобы персонифицировать какие-то продукты или аксессуары уникальными изображениями.

Описание технологии датчан было опубликовано журналом Nature Nanotechnology.