Анализ крови поможет определить, есть ли необходимость в антибиотиках при простуде

Новый метод поможет медикам правильно назначать антибиотики

(иллюстрация Shawn Rocco/Duke Health).

Сейчас учёные пытаются адаптировать тест для проведения в условиях обычных клиник и уменьшить время, необходимое для анализа

(иллюстрация с сайта dukemedicine.org).

Новый метод поможет медикам правильно назначать антибиотики
Простуда, ОРЗ или ОРВИ может быть вызвана вирусом или бактериальной инфекцией. Обычно врачи не определяют, кого "убивать", сразу назначая антибиотики. В США разработали тест, определяющий патоген по анализу крови. Такой подход поможет спасти мир от нарастающей проблемы устойчивости к антибиотикам.

Учёные из США разработали тест, который сможет по анализу крови определить истинную причину простуды: вирус ли это или бактериальная инфекция. Вирусы, напомним, радикально отличаются от бактерий. Они относятся к другому биологическому царству, в отличие от микроорганизмов они даже не считаются живыми существами. Соответственно, и технология избавления организма от того или иного вида инфекции должна отличаться.

Новая методика позволяет понять, целесообразно ли применять антибиотики при данном конкретном заболевании, и будет ли такое лечение эффективным.

"Острые респираторные инфекции – самая распространённая причина для визита к врачу или вызова его на дом", — отмечает автор нового исследования доцент кафедры медицины в Университете Дюка Эфраим Цалик (Ephraim L.Tsalik). При этом по статистике, в США 73% пациентов назначаются антибиотики, бесполезные при лечении вирусной простуды. Более того, их использование только вредит человеку. ВОЗ уже давно рекомендовала не злоупотреблять этим классом лекарственных препаратов, так как со временем у бактерий вырабатывается устойчивость к их действию. В результате в более серьёзной угрожающей жизни ситуации медики не могут вылечить пациента, бактерии берут верх, и он умирает.

"Мы используем много информации, чтобы провести диагностику. Но нет точного и эффективного способа, который позволяет определить, является ли эта инфекция бактериальной или вирусной. Примерно три четверти больных получают антибиотики, действенные при лечении бактериальной инфекции, несмотря на то, что большинство заболеваний вызваны именно вирусными инфекциями", — говорит Цалик.

По этой причине американские учёные решили разработать тест, отличающий вирус и бактериальную инфекцию по анализу крови.

Специалисты собрали образцы крови у 300 пациентов с острыми респираторными инфекциями и неинфекционными заболеваниями. Кроме того, они взяли образцы крови у здоровых людей. Исследователи изучили изменение экспрессии генов человека в ответ на заболевание с помощью микрочипов.

Полученные данные позволили выявить характерный набор изменений для каждого типа заболевания. Такие "наборы" помогли отличить бактериальные инфекции от вирусных. Тест показал свою эффективность в 87% случаев.

Американские исследователи выявили генную "подпись", связанную с вирусными инфекциями, ранее. Но это первое исследование, которое было проведено, для того чтобы отличить вирусы от бактериальной инфекции на молекулярном уровне.

"Такой тип анализа позволит сократить неуместное применение антибиотиков", — отмечает автор исследования Крис Вудс (Chris Woods).

Правда, у новой методики есть и недостатки. На проведение теста необходимо до десяти часов. В настоящее время учёные работают над тем, чтобы адаптировать тест для проведения в условиях обычных клиник и уменьшить время анализа.

Результаты своего исследования медики опубликовали в научном журнале Science Translational Medicine.

Добавим, что совсем недавно американские исследователи с осторожностью заявили, что нашли антибиотик, не вызывающий устойчивости. И всё же необоснованное применение антибиотиков может привести к тому, что миру придётся сразиться с супербактериями.