Черви подсказали учёным формулу клея, который склеит предметы даже в воде

Кожный экскрет многощетинковых червей из семейства сабеллид вдохновил учёных на создание ещё одного "подводного" клея

(фото Fred Hayes).

Ведущие авторы исследования Джейкоб Израелашвили, Цян Чжао и Коллби Ан

(фото Sonia Fernandez).

Ведущие авторы исследования Джейкоб Израелашвили, Цян Чжао и Коллби Ан
Исследователи из Калифорнии скопировали клей, который используют многощетинковые черви при строительстве своих подводных замков. Новое вещество может быть полезно при работе с агрессивной водной средой, например, для восстановления тканей или в качестве зубного клея.

Для жизни в приливно-отливной зоне многим животным необходим прочный клей, чтобы строить надёжные укрытия или удерживаться на одном месте. Не удивительно, что исследователи стремятся выведать у морских обитателей их секреты, чтобы самим пользоваться этими уникальными по адгезивным свойствам веществами.

Команда исследователей из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UC Santa Barbara) в поисках своего рецепта подводного клея обратилась к многощетинковым червям из семейства сабеллид вида Phragmatopoma californica. Эти морские обитатели выделяют из кожных желёз вещество, с помощью которого строят трубочки из песка и других элементов грунта, которые прозвали "замками из песка".

"Черви выделяют клеящее вещество, чтобы построить свои укрытия в приливно-отливной зоне, где скорость ветра и волн может превышать 25 метров в секунду", – рассказывает один из ведущих авторов исследования Коллби Ан (Kollbe Ahn) в пресс-релизе университета.

Клеи, которые могут быть использованы в водной среде, были предметом исследования материаловедов на протяжении многих лет. Не первый раз учёные обращают внимание и на сабеллид. Но до сих пор никому не удавалось приблизиться к успеху природных аналогов по клейкости и скорости схватывания.

Обычно при создании синтетических подводных клеев необходима сложная обработка материала. Серьёзной проблемой также остаётся многоступенчатость процесса, который в природе происходит на удивление просто.

В новой работе учёным удалось решить эти проблемы, о чём они сообщают в своей статье, опубликованной в журнале Nature Materials.

Ключевым моментом для успеха нового синтетического материала стало копирование строения природного вещества на микроскопическом уровне (он содержит микропористые структуры).

"Для работы нашего клея не нужно предварительного смачивания, сухого отверждения или дополнительного давления", – поясняет ещё один автор работы Цян Чжао (Qiang Zhao).

Эксперименты показали, что вещество прочно склеивает самые разные материалы, включая пластмассу, стекло, металл, древесину и биологические ткани. Кроме этого, точная имитация структуры вещества, выделяемого червём, делает клей устойчивым к растрескиванию в агрессивной водной среде.

Сейчас учёные из США заняты оптимизацией синтетического вещества для создания клея, который можно будет использовать в неблагоприятных условиях и даже в воде.

Такое средство, способное быстро склеивать любые поверхности и не требующее вредных органических растворителей, может широко применяться в самых разных сферах от стоматологии и хирургии до промышленности и строительства.