В Китае снова модифицировали гены человеческих эмбрионов

Эмбрион человека на ранней стадии развития

(фото Yorgos Nikas/SPL).

(фото Ekem/Wikipedia Commons).

Эмбрион человека на ранней стадии развития
Трёхдневный эмбрион человека
Споры, вызванные опубликованной год назад работой китайских исследователей, изменивших гены человеческого эмбриона, разгорелись с новой силой. Недавно другая группа учёных из Поднебесной модифицировала эмбрионы, чтобы придать им устойчивость к ВИЧ.

Год назад команда китайских генетиков потрясла научное сообщество, сообщив о первом в истории редактировании генов в человеческом эмбрионе. Разумеется, в техническом плане изменение ДНК человека не сильно отличается от работ с другими объектами, но результаты эксперимента вызвали бурную дискуссию о моральных аспектах таких исследований. В частности раздавались призывы к введению моратория на подобные модификации.

Но пока одни учёные обсуждали этические моменты, другие без лишней огласки продолжали похожие работы. И вот ещё одна группа исследователей из Поднебесной объявила об использовании "молекулярных ножниц" CRISPR/Cas-9 для изменения генов человеческих эмбрионов в попытке сделать их устойчивыми к ВИЧ.

В статье, опубликованной в журнале Nature, сообщается, что специалист по стволовым клеткам Юн Фэн (Yong Fan) и его коллеги из Медицинского университета Гуанчжоу (Guangzhou Medical University) в период с апреля по сентябрь 2014 года получили от 87 пациентов, проходивших процедуру экстракорпорального оплодотворения, 213 оплодотворённых яйцеклеток человека, непригодных для имплантации. Дело в том, что в ходе терапии бесплодия часть полученных эмбрионов являются нежизнеспособными, так как они содержат дополнительный набор хромосом и не могут быть пересажены в организм женщин.

Учёные взяли эти "лишние" эмбрионы и с помощью технологии редактирования геномов CRISPR/Cas-9 добавили в некоторые из них мутацию, которая нарушает работу гена CCR5. Известно, что люди с мутацией под названием CCR5-Δ32 устойчивы к вирусу иммунодефицита человека, потому что эта генетическая особенность приводит к изменению одноимённого белка и препятствует попаданию вируса в Т-лимфоциты.

Трёхдневный эмбрион человека

Генетический анализ показал, что в результате опыта были успешно модифицированы лишь 4 из 26 эмбрионов. Правда, и в них мутация попала не во все наборы хромосом и некоторые из них содержали обычную версию гена или новые незапланированные мутации.

Напомним, что в предыдущей работе с человеческими эмбрионами учёные также получили очень низкую точность редактирования. Многие специалисты считают, что опубликованные исследования лишь показывают несовершенство технологии в работе с человеческими клетками и необходимость дальнейших изысканий. Также стоит отметить, что последние работы проводились на нежизнеспособных клетках, и любые разговоры об экспериментах с нормальными эмбрионами можно будет начинать только при стопроцентной эффективности метода.

Тем не менее, как и ожидалось, статья вызвала новый шквал критики со стороны противников модификации генома человека. Они считают, что подобные эксперименты не имеют особой практической значимости и выглядят так, будто генетики решили просто поиграть с человеческими клетками и получить скандальную славу.

Но не все согласны с критиками. Так, власти Великобритании недавно дали своим учёным разрешение на использование системы CRISPR/Cas-9 для работы с эмбрионами человека, чтобы понять причины, по которым в некоторых случаях прерывается беременность.