Озоновая дыра над Антарктидой "идёт на поправку"

Состояние озонового слоя Земли стало значительно лучше, если сравнивать с "пиковым" 2000-м годом, выяснили учёные.

Фотография Kelli-Ann Bliss/NOAA.

Озоновый слой показал первые признаки восстановления, а это значит, что Монреальский протокол себя оправдал.

Иллюстрация NASA's Goddard Space Flight Center.

Учёные сравнили данные за последние 15 лет и заявили, что усилия человечества не прошли даром и озоновый слой над Антарктидой наконец начинает восстанавливаться.

После трёх десятилетий исследований группа учёных из Массачусетского технологического университета наконец-то нашла первые следы "исцеления" печально известного озонового слоя южного полушария.

Специалисты обнаружили, что "сентябрьская" озоновая дыра над Антарктидой сократилась на четыре миллиона квадратных километров по сравнению с данными 2000 года, когда истощение озонового слоя находилось на своём пике. По словам учёных, сокращение дыры несколько замедлилось из-за вулканических извержений, однако защитный полог Земли всё же восстанавливается.

Но вернёмся к 1974 году, когда два химика из Калифорнийского университета в Ирвине Марио Молина и Шервуд Роуланд опубликовали статью, где подробно описали угрозу для озонового слоя, которую несут хлорфторуглеродные газы (ХФУ). На то время ХФУ широко использовались в аэрозольных баллончиках и во многих охладительных системах.

Ученые выяснили, что молекулы ХФУ достаточно стойкие. Они постепенно поднимаются в атмосфере, до тех пор пока не попадут в средние слои стратосферы. Там они под действием УФ-излучения диссоциируют с образованием атомарного хлора. Роуланд и Молина предположили, что эти атомы хлора могут вызвать разрушение больших количеств озона в стратосфере. Новаторское исследование принесло учёным Нобелевскую премию 1995 года по химии.

Заключение исследователей было подтверждено 11 лет спустя, в 1985 году, когда группа британских учёных выяснила, что ХФУ создали дыру в озоновом слое. Поясним, что потеря защитного озонового слоя может привести к увеличению числа людей и животных, болеющих раком кожи, так как он защищает тех, кто живёт на Земле, от вредного излучения.

В 1987 году почти все страны мира подписали знаменитый Монреальский протокол, предписывающий сокращение использования ХФУ. И новое исследование показывает, что усилия человечества не прошли даром.

Группа ученых, работающая под руководством Сьюзан Соломон (Susan Solomon), профессора химии атмосферы и климата науки в Массачусетском технологическом институте, обнаружила несколько доказательств "исцеления" озонового слоя.

Озоновая дыра формируется каждый год над Антарктидой, начиная с августа и, как правило, достигает своего пика в октябре. Исследователи изучили данные по измерению количества озона с 2000 по 2015 годы в начале сентября и впервые обнаружили следы восстановления озонового слоя.

Кроме того, они использовали также спутниковые измерения диоксида серы, выделяемого вулканами (он также может усилить разрушение озонового слоя). Затем они сравнили эту информацию с данными моделирования, которое прогнозирует содержание озона на основе информации о количестве хлора.

Так выяснилось, что озоновая дыра, по сравнению с "пиковым" 2000-м годом, стала меньше на четыре миллиона квадратных километров.

Исследователи также обнаружили, что наблюдения соответствуют прогнозам и что более половины сокращения можно объяснить уменьшением концентрации хлора в атмосфере.

Добавим, что в 2015 году учёные зафиксировали максимально большую озоновую дыру над Антарктидой. Но вызвана она была, по их словам, извержением вулкана Кальбуко в Чили.

По словам профессора химии Дональда Блейка (Donald Blake) из Калифорнийского университета в Ирвине, на сегодняшний день это наиболее полное исследование состояния озонового слоя в полярных областях мира.

Результаты работы опубликованы в научном издании Science.